IV международный фестиваль театров кукол «Мечта о полёте» рождает свои «легенды»
Взмах руки: «Полетели!». И под потолок над темной сценой взмыла яркая звезда, а за ней потянулась в мерцающие дали тряпичная кукла-человечек — Икар и великий мечтатель. В этот четверг в Курганском театре кукол «Гулливер» был дан старт IV международному фестивалю театров кукол «Мечта о полёте».
В «Гулливере» было необычайно многолюдно — гости прибыли из Греции, Сербии, Польши, Сирии, Казахстана и, конечно, из разных уголков России: Санкт-Петербург, Пермь, Челябинск, Севастополь, Сургут и Екатеринбург.
«Из миража, из ничего, из сумасбродства моего ― вдруг возникает чей-то лик, и обретает цвет и звук, и плоть, и страсть!». Слова этой песенки из знаменитого фильма «Обыкновенное чудо» самым точным образом описывают факт рождения чуда на сцене любого кукольного театра. Именно из этого «ничего» — из клубка, из куска ткани, метелки, щепки, проволоки, тени, — рождаются чудесные образы и удивительные создания, в которые бережно и нежно вдыхают жизнь искусные волшебники —артисты-кукольники.
И сам фестиваль родился когда-то как обыкновенное чудо. Директор театра кукол «Гулливер» Елена Третьякова рассказала: «В 2008 году нам захотелось удивить наших зрителей чем-то очень необычным, сделать им приятное, поразить чем-то прекрасным к 60-летнему юбилею нашего театра. Решили на его сцене собрать своих друзей, кукольные театры, их самые лучшие спектакли. И так вышло, что наш фестиваль сразу попал в пятерку крупнейших фестивалей, проводимых на территории РФ в 2008 году. Театральный праздник получился и имел широчайший резонанс. С тех пор он проводится один раз в три года. И каждый раз мы ждем на нем открытий и полета!».
Тему четвертого определи как «спектакли-легенды» со скидкой на то, что и недавно созданные спектакли – участники фестиваля, обрастая театральными байками, собирая вокруг себя влюбленную публику, в дальнейшем могут такими легендами стать.
Настоящих, стопроцентных легенд в афише фестиваля две — одной легендой праздник открылся, второй закроется. Первая легенда – моноспектакль «Ваня Датский», уже 24–й сезон идущий на сцене Курганского театра кукол «Гулливер», вторая – сказка «Аистенок и Пугало», радующая ребятишек на сцене Челябинского театра кукол имени В.Вольховского в течение 32 лет.
Все участники фестиваля на его открытии стали зрителями трогательной истории о безмерной материнской любви и боли за свое чадо в исполнении заслуженной артистки РФ Аллы Семеновой. Архангельский сказ о сбежавшем за море мальчишке-подростке и ждавшей его 23 года безутешной матери, в теплой атмосфере северного фольклора с прибаутками, родными распевами, русской душевностью и щедростью, в который раз вызвал слезы на глазах публики и щемящее чувство сострадания и любви.
– Я много раз видела, как зрители после представления плачут, уткнувшись в колени актрисе. На последнем спектакле к сцене вышел пятилетний мальчик и шепотом спросил меня: «Можно я ее обниму?». И так и стоял, обняв актрису, пока Алла Семенова общалась со зрителями, – поделилась историями о легендарной постановке заведующая литературной частью театра Татьяна Андреева. – Этого спектакля могло и не быть. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Хороший друг театра и прекрасный артист Евгений Бондаренко, работая на ходулях, упал и сломал обе руки. А как кукольнику без рук? И вот он дома на больничном, а мама за ним ухаживает, окутывает своей любовью, и тут он понимает, что должен, обязан сделать спектакль, посвященный материнской любви! И когда смог держать карандаш – нарисовал эскизы к спектаклю, затем предложил проект Станиславу Железкину, режиссеру театральной легенде. Так и появился этот спектакль.
Еще один добрый и светлый спектакль подарил фестиваль на открытие не только театральной публике, но и детям с нелегкой жизненной ситуацией, остро нуждающимся в чудесах и внимании. Спектакль «Серебряное копытце» режиссёра Григория Лайко из Санкт-Петербурга (театр «Складной жираф») – чудо «инженерного театра», он раскладывается на сцены и декорации в виде книжки-раскладушки, из которой вырастает то заснеженный лес, то уютная русская изба с горячей печкой, то охотничья сторожка…За технической выдумкой и красивейшей сценографией, теневыми куколками и обычными марионетками не теряются теплая душевность, чистота и трогательность старой сказки. И хотя театр одного режиссера, актера и сценографа (все в одном лице) совсем молод, и это пока единственный его спектакль, у питерской постановки есть все шансы превратиться в легенду, на счастье и на память о которой зрителям раздаривали сверкающие камушки-«самоцветы».
Увлекательную лекцию о современном кукольном театре с видеофрагментами из спектаклей представил театральной публике «старожил» нашего фестиваля, его постоянный гость – историк театра кукол и театральный критик, директор Познаньского театра Марек Вашкель (Польша).