Новости города БезФормата.Ru
Курган
Главные новости
 
Задать вопрос?

Протоиерей Всеволод Чаплин — о сближении государства и церкви, о чувстве веры и о Великом посте

Протоиерей Всеволод Чаплин — о сближении государства и церкви, о чувстве веры и о Великом посте - Курган и Курганцы
Фото: kikonline.ru

Отец Всеволод — легендарная личность в церковных и светских кругах. До декабря 2015 года он был председателем Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию церкви и общества. Будучи служителем церкви, он не боялся и не боится критических высказываний в адрес руководства РПЦ, если видит несправедливость в принимаемых решениях (собственно, в том числе за свою смелую позицию он лишился должности). Сегодня отец Всеволод служит в одном из старинных московских храмов в самом центре столицы — храме Вознесения Господня на Никитской

Помимо служения в церкви с 2009 года он входит в Общественную палату России, где ведет активную деятельность, а также является одним из инициаторов создания неформального сообщества «Русская миссия». На радио «Комсомольская правда» Всеволод Чаплин ведет передачу «Время доверия». В интервью для газеты «Курган и курганцы» отец Всеволод рассказал о сближении государства и церкви, о чувстве веры и о Великом посте. 

— Отец Всеволод, с момента интронизации патриарха Кирилла произошло много событий и в церковной, и в светской жизни. Не создается ли у вас ощущения, что церковь и государство все больше сближаются? Причем, судя по заявлению патриарха Кирилла, выразившего лояльность по отношению к принципу светскости государства, не в пользу церкви.

— Я не вижу ничего плохого в сотрудничестве церкви и государства — такова наша традиция. В православной цивилизации всегда считалось, что церковь и государство должны быть не врагами, не разными планетами, а субъектами, находящимися в свободном взаимодействии. Ведь члены церкви и граждане государства — это в значительной степени одни и те же люди. Отделить гражданственность и веру в человеке очень сложно, как и отделить народ от народа.

Вообще идея о том, что между государством и церковью обязательно должен быть конфликт или отчужденность, пришла извне — из западной цивилизации, которая в условиях такой конфронтации жила многие века. У нас все-таки «большой» конфликт был эпизодом, имевшим место в советское время.

Конечно, всегда есть споры, всегда есть определенные разногласия. Когда я отвечал за переговоры церкви с органами власти, мы очень много спорили, спорим и сейчас в публичном пространстве. Но не случайно патриарх Кирилл в свое время употребил в контексте церковно‑государственных отношений понятие «равносубъектность»: диалог должен вестись на равных. И нам не нужно прогибаться под чьи-либо идеологические установки.

— Возможно ли, что религия в скором времени станет одним из основных инструментов достижения разного рода политических целей?

— Я бы не хотел, чтобы религия или околорелигиозная фразеология становились инструментом достижения личных или узкопартийных политических целей, инструментом пиара, мелкой межличностной или межпартийной борьбы, гнева, вражды. Но, по большому счету, отделение религии от политики — это тоже установка западного секуляризма, которая малоприменима к православной, исламской, иудейской, а по большому счету и к католической и протестантской системе ценностей.

Духовенству, наверное, не стоит участвовать в предвыборной борьбе, становиться государственными чиновниками. Но большая часть верующих — это миряне. Они могут и должны участвовать в управлении государством, в политике, в экономике, в культурной деятельности, в формировании общественной мысли. Причем участвовать именно как христиане. Между прочим, и наша Конституция, и нормы международного права предполагают, что верующие свободны не только исповедовать свои убеждения внутри себя, но и распространять их, а главное, действовать в соответствии с ними.

— Как можете оценить отношение россиян к Великому посту? Это все-таки искреннее желание духовно очиститься, возвыситься или большинство воспринимают его как 40-дневную диету?

— Разные люди к посту относятся по-разному. Для кого-то  это дань моде, для кого-то — служение собственному здоровью. Но благодаря активным выступлениям духовенства в СМИ люди понимают, что пост — это прежде всего время для покаяния и молитвы, исповеди и причащения Тела и Крови Христовых. И, конечно, это время перемены. Не случайно Великий пост называют весной духовной — человек в это время должен духовно обновиться. И обновляется он не сам, а обновляет его Бог, для чего и нужно молиться, приступать к таинствам исповеди и причастия, через которые сам Бог начинает действовать в жизни человека.

— Великий пост считается самым строгим. Какие есть послабления? Обязательно ли их «согласовывать» со священником?

— Конечно, для пожилых или больных людей, для тех, кто интенсивно работает, послабления бывают. Многие в определенные дни употребляют рыбу. Людям немощным и страдающим тяжелыми болезнями часто благословляется даже молочная пища. Но, конечно, такие послабления нужно обсудить с духовником. Если постоянного духовника нет, то со священником приходской общины, в которой тебя лучше всего знают.

— Многие действительно воспринимают пост как период воздержания от определенной пищи. Но, скажем, кто-то может 40 дней жить на овощах, скромной постной еде, а кто-то заменяет мясную пищу дорогими деликатесами, морепродуктами. С точки зрения церкви, насколько это важно?

— Пища в пост должна быть простой. Странно, когда люди услаждают свой вкус какими-то «навороченными» постными продуктами, тем более дорогими. Совсем странно, что в некоторых местах употребляют овощную имитацию мяса. Зачем? Ведь это время для того, чтобы отказаться от чувственных удовольствий.

Морепродукты — это, с формальной точки зрения, «ни рыба, ни мясо», поэтому многие стараются употреблять именно их. Кстати, такая практика довольно распространена в средиземноморских православных странах. Но все-таки, мне кажется, лукавить не надо, и на эти продукты должны распространяться те же правила, что и на рыбу.

— Для современного человека, режим дня которого порой чрезмерно насыщен, по силам полное соблюдение норм поста?

— Вопрос очень серьезный. Часто человек в большом городе питается где попало, у него нет времени на то, чтобы выбирать себе пищу, готовить ее. У многих, как у меня недавно было, на обед или ужин есть только 10‑15 минут в день. Но сегодня во многих местах есть постная кухня: для Рождественского и Петрова поста — рыбная, для Великого и Успенского постов — так называемая вегетарианская.

Поэтому больших сложностей в соблюдении требований нет. Да и найти на неделе 2‑3 часа с утра или вечером, чтобы прийти в храм на службу, может любой человек. Надо только захотеть.

— У вас есть секрет сдерживания своих эмоций: я о ситуациях (а такие бывают и во время поста), когда вы стали свидетелем несправедливости или участником скандала, — как сдержаться и не согрешить?

— Я вообще внутренне очень спокойный человек и не считаю это своей заслугой — так получилось, это Бог дал. Но когда вижу неправильные вещи или слышу о них, конечно отвечаю — с полным спокойствием, без всякого гнева, всегда взвесив то, что хотел бы сказать. Пост — это время сугубого молчания только для монахов, и то не для всех. Если вы видите несправедливость, заблуждения в вере, неправду, нанесенную кому-то обиду, — все это можно и нужно обличить и в рамках закона остановить. Но при этом нужно хранить мирный дух и трезвомыслие.

Другое дело — это бытовые ссоры, обиды, конфликты. Их всегда нужно останавливать. Я в таких случаях всегда говорю на исповеди очень простую вещь: «Обида, гнев, ссора никогда ничему не помогают, а только отравляют вашу собственную жизнь. Даже если окружающие вас люди делают что-то неправильно, исправить это ссорой или обидой никогда нельзя. Нужно молиться о человеке, нужно спокойно сказать ему и в некоторых случаях окружающим, если он не прав. И так Господь поможет ему исправиться, а нам самим сохранить духовный мир». Иногда, если возникают ссоры, очень полезно в сам этот момент внутренне про себя помолиться и сказать: «Спаси его (или ее), Господи, и помилуй». Господь помогает остановить ссору. Иногда даже немедленно.

 

Фото: сайт sinfo-mp.ru.

Екатерина Лазарева
Пасхальная неделя казачат в г. Далматово - Администрация Далматовского РайонаС 21 по 23 апреля 2017 года в городе Далматово состоялись военно-патриотические сборы казачат Свердловского общественного движения «Казачий Дозор».
24.04.2017 Администрация Далматовского Района
Заседание Экспертной комиссии I этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» - Курганская и Шадринская Епархия18 апреля по благословению митрополита Курганского и Белозерского Иосифа в здании епархиального Культурно-просветительского центра состоялось заседание Конкурсной комиссии I (регионального) этапа XII ежегодного Всероссий
24.04.2017 Курганская и Шадринская Епархия
Пасхальный утренник в деревне Нижняя Алабуга - Курганская и Шадринская Епархия20 апреля по благословению митрополита курганского и Белозерского Иосифа в воскресной школе деревни Нижняя Алабуга с пасхальным визитом побывал настоятель Свято-Никольского храма села Гладковское Притобольного района про
24.04.2017 Курганская и Шадринская Епархия
«Религиоведение» для студентов «Университета третьего возраста» - Курганская и Шадринская ЕпархияПо благословению митрополита Курганского и Белозерского Иосифа в 2017 учебном году продолжается сотрудничество Православной церкви с государственным бюджетным учреждением «Центр социального обслуживания граждан пожилого
23.04.2017 Курганская и Шадринская Епархия
Епархиальный театр-студия «Образ» выступил на сцене Лесниковского дома-интерната - Курганская и Шадринская Епархия21 апреля по благословению митрополита Курганского и Белозерского Иосифа епархиальный театр-студия «Образ» показал спектакль « Русский крест» на сцене  ГБУ «Лесниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
23.04.2017 Курганская и Шадринская Епархия
В пятницу Светлой седмицы митрополит Курганский и Белозерский Иосиф посетил Свято-Казанский Чимеевский монастырь - Курганская и Шадринская Епархия21 апреля, в пятницу Светлой седмицы, митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, священно-архимандрит Свято-Казанского Чимеевского монастыря, посетил обитель.
23.04.2017 Курганская и Шадринская Епархия
Оставить в «сердце» или предать земле? - Курган и Курганцы«Ленин жил! Ленин жив! Ленин будет жить!» — эти слова до сих пор помнит не одно поколение россиян.
22.04.2017 Курган и Курганцы
В четверг Светлой седмицы митрополит Курганский и Белозерский Иосиф посетил село Введенское Кетовского района - Курганская и Шадринская Епархия20 апреля, в четверг Светлой седмицы, митрополит Курганский и Белозерский Иосиф посетил село Введенское Кетовского района.
21.04.2017 Курганская и Шадринская Епархия
Зауральский заключённый отморозил пальцы рук и ног при попытке побега - Курган и КурганцыЗауральский заключённый отморозил пальцы рук и ног при попытке побега На основании представленных государственным обвинителем доказательств Кетовский районный суд вынес обвинительный приговор 33-летнему жителю Далмато
24.04.2017 Курган и Курганцы
Новые чемпионы области по греко-римской борьбе получили медали - Телеканал ЗауральеВ минувшую субботу, 22 апреля, в спорткомплексе имени Вадима Горбенко 70 сильнейших борцов греко-римского стиля поспорили на ковре за звание чемпиона Курганской области.
24.04.2017 Телеканал Зауралье
Пусть будут новые мечты! - Курган и КурганцыВ Кургане завершается театральный праздник международного масштаба – фестиваль театров кукол «Мечта о полете» В Курганском театре кукол «Гулливер» сегодня закрывается IV международный фестиваль театров кукол «Мечта о полете».
24.04.2017 Курган и Курганцы
Россияне смогут отдыхать в Турции без визы на месяц дольше

24 апреля 2017 11:53 - 45.RuТеперь отдыхать в Турции без визы россияне смогут до 90 дней Максимальный срок безвизового пребывания россиян в Турции увеличен с 60 до 90 дней.
24.04.2017 45.Ru
В Кургане произошел крупный пожар - Курган и КурганцыГорели дворовые постройки на территории 700 квадратных метров Фото пресс-службы МЧС РФ по Курганской области.
24.04.2017 Курган и Курганцы