Зал наполняется зрителями, на сцене за длинным столом ведут беседы, смеются, обсуждают роли актеры, зачитывая тексты. Это реальность или игра? Зрители теряются в догадках, сбитые с толку
Эта история произошла в небольшом селе под загадочным названием Колдуны. Простые герои ее — обычные люди, наивные, добродушные, о которых поэтическим языком написал свой первый роман в прозе «Лада, или Радость. Хроника верной и счастливой любви» поэт-постмодернист Тимур Кибиров. А на малой сцене Курганского театра драмы по его мотивам создала спектакль режиссер из Санкт-Петербурга Вера Попова.
Зал наполняется зрителями, на сцене за длинным столом (за такими проходят хлебосольные застолья в русских деревнях) ведут беседы, смеются, обсуждают роли актеры, зачитывая тексты. Это реальность или игра? Зрители теряются в догадках, сбитые с толку.
Театр в театре — старый, очень популярный ход, с небольшими вариациями кочующий по спектаклям. Только в других постановках он составляет четко очерченную часть пьесы, здесь размытостью границ игры и правды интригует и приковывает внимание.
Вот действие романа наконец пускается по рельсам — в нашем случае почти в прямом смысле слова, благодаря технически сложным конструкциям окон, перемещающимся по периметру сцены (работа московского художника Алексея Лобанова). За окнами плещется любовью, ссорами и душевностью, верой и надеждой жизнь, как она есть — без красивых слов, с добрыми или глупыми поступками, решениями, выборами…
Автор романа, лауреат национальной премии «Поэт» Тимур Кибиров так писал об идее своего произведения: «Я очень давно и долго мечтал написать прозу. И даже пытался. И потом бросил, понял, что не получается совсем. А потом вот как-то стал долго гулять по лесу с собачкой, и стало немножко легче, потому что… можно жить: то опадает листва, то появляется, то такой свет, то другой; и окружающий нас ужас — это не весь мир. И стало складываться. Кроме всего прочего, у меня была безумно интересная задача: можно ли написать прозу так, чтобы было все-таки читабельно и в то же время без секса, насилия, без чернухи».
Спектакль получился таким же — о свете, о простых житейских радостях, о том, что можно жить…
Сюжет движется плавно и медленно, в нем нет бойкого действия, только жизнь, похожая на многие другие — тем и трогающая, цепляющая за живое.
«Я довольна результатом, каким-то чудом все сложилось, — признается Вера Попова, режиссер, известная курганцам по эскизу спектакля «Чудо» по роману Юрия Арабова. — Мне нужно было из прозы написать пьесу, а я не драматург и очень боялась, что история может не сложиться. Описательной прозы очень много, а событий в тексте очень мало, и я переживала — не было бы перебора с разговорами. Все время до премьеры переписывала пьесу каждый день. Так что от первоначального варианта не осталось и следа».
Поэзия и радость сельской жизни станут прологом к будущему сезону, который откроется смешной и трогательной историей «Лада, или Радость. Хроника верной и счастливой любви».
Фоторепортаж Александра Алпаткина.