Железная дорога богата талантами. Это ещё раз подтвердил конкурс «Молоды душой», который проводила главная транспортная компания страны. Из двух тысяч работ Всероссийского фотоконкурса снимок ветерана-железнодорожника Андрея Гологузова признан лучшим
На суд жюри он представил «Глазунью по дедовскому способу». Сразу бросается в глаза профессионально выполненный кадр. В кабине паровоза двое железнодорожников жарят глазунью… на лопате. От постоянной работы с углем она до блеска отполирована.
Почетный железнодорожник, один из самых известных на Южно-Уральской магистрали, Анатолий Андросов вспоминает:
— Это не выдумка — всё так и было. Шли к паровозу с небольшим чемоданчиком, ласково прозванным шарманкой. Заботливые жёны клали туда всё, что является вкусной пищей: варёную курочку, кусок сала, хлеб. А ещё заваренный чай. Его разогревали прямо в топке, в которой — при желании — готовили на лопате (как на сковородке!) глазунью. Горячая еда придавала силы, заостряла зрение и слух, поднимала настроение. Так что это не просто придуманный сюжет, а вполне реальные будни старых паровозников.
Автор снимка Андрей Гологузов недавно стал пенсионером. Много лет проработал в локомотивном депо. Трудился помощником машиниста сначала на тепловозе, потом на электровозе, а позже в колёсном цехе депо.
— По возрасту я, можно сказать, уже довольно «древний», и за время работы удалось услышать немало разного рода баек от бывалых паровозников про то, как они трудились и какие были случаи. Рассказали и о том, как во время поездок съедали не один десяток яиц, — рассказывает Андрей Николаевич.
Каждый год на День Победы в Курган приезжает старинный паровоз, на котором совершают короткое путешествие ветераны войны и труда. Андрей не упустил этот момент. Побежал в магазин, купил яиц и вместе с локомотивной бригадой воплотил историю в реальность.
По терминам, которые то и дело проскальзывают в разговоре, можно понять, что для этого человека фотография не просто слово, а серьёзное дело.
Отец работал в Кургане профессиональным фотографом. Вместе с ним немало участвовал в различных съёмках, внимательно присматривался к делу. Он вспоминает, как впервые взял в руки камеру «Смена». Тогда ему было всего шесть лет. Признаётся, что в его домашнем арсенале накопилось довольно много раритетной техники, правда, некоторые экспонаты уже давно не функционируют.
— Помню свой первый кадр. Был 1967 год, и в прокат вышел фильм «Четыре танкиста и собака». И я пытался запечатлеть главных героев с экрана — целился, высматривал. Вот такой был снимок, — смеётся он. — Потом появился плёночный фотоаппарат «Любитель-2». Постепенно стал посещать фотокружок во Дворце пионеров.
Единственное, о чём жалеет, что, когда трудился в поездах, не брал камеру с собой — не было возможности фотографировать. В кабине машиниста некогда заниматься съёмкой: большая ответственность, жёсткая дисциплина и инструкции — всё регламентировано. А ведь в пути из кабины локомотива можно было видеть пейзажи удивительной красоты.
Только когда перешёл работать в депо, постепенно стал снимать различные рабочие моменты.
Среди людей искусства распространено мнение, что в фотографии, как в кулинарии, многое зависит от настроения автора. Андрей Николаевич признаётся, что это действительно важно. Главное, не упустить никаких важных деталей.
О его «могучей» тяге к фотосъёмке и хорошей технике говорит такой факт. Когда за выслугу лет Андрей получил довольно приличную корпоративную премию, то решил потратить её не на бытовые нужды (а в них он несомненно нуждался), а приобрел одну из довольно дорогих современных камер и в придачу несколько объективов.
Сейчас, когда Андрей Гологузов вышел на пенсию, его по-прежнему приглашают принять участие и запечатлеть важные мероприятия в жизни депо.
— Конечно же, снимаю не только железную дорогу, но и друзей, и родных. Среди любимых направлений в фотографии могу выделить ретро, — рассказывает он. — У меня есть много различных реквизитов для создания нужного образа и настроения: патефон, штук двадцать различных шляп, военная форма разных лет…
Железнодорожник признаётся, что фотография для него — прежде всего возможность запечатлеть красоту мира и поделиться этой радостью с другими.
А что с глазуньей на лопате? Нынешние машинисты не нуждаются в таком кулинарном «изыске». В современных электровозах, таких как «Синара», есть всё для комфорта: кондиционер, холодильник и электропечь.
Вячеслав Авнесов