Совет Общественной палаты рассмотрел проект Основ государственной культурной политики России

         

                                                        ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ       

                                                                                                                                                                                                                                                                                    РЕШЕНИЕ                          24 сентября 2014 года                                                                                                                                                                          г. Курган                                                О проекте Основ государственной культурной                                                 политики Российской Федерации.                                   Обсудив вопрос «О проекте Основ государственной культурной  политики   Российской  Федерации» члены Совета Общественной палаты Курганской области отмечают актуальность проблемы, считают необходимым переломить отношение к культуре как к «остаточной сфере» социальной политики, наметить кардинальные шаги  для превращения культуры из сферы производства услуг в сферу производства духовных ценностей.                                Членами Совета Общественной палаты высказаны следующие замечания и предложения по проекту Основ государственной культурной политики  РФ:                                1. Во введении необходимо расширить цель, поставленную в документе. Основной акцент в нем должен быть направлен на кардинальное изменение отношения к культуре во всех слоях общества. Культура должна быть единой и для элиты и для народа.  2. В проекте целесообразно отразить угрозы культурному пространству России, их источники (как внешние, так и внутренние) и механизмы их устранения.   3. В проекте (п.5, абз. 1) справедливо отмечено, что «достижение поставленных в Основах государственной культурной политики целей и успешное решение сформулированных задач невозможно в рамках существующей системы государственного управления». Но и глубокая реформа системы государственного управления ожидаемого эффекта не принесет, поскольку все содержание документа прописано, скорее всего, для другой политической системы. А здесь речь идет уже об идеологии.  Отсюда возникает несоответствие – п.2. абз.1: «Целью Российского государства и общества на современном историческом этапе является сильная, единая, независимая во всех отношения Россия, приверженная собственной модели общественного развития…», «приверженной собственной модели общественного развития» - где эта модель? А модель формулируется идеологией.  4. Недостатком проекта можно считать отсутствие четких определений и понятий, зачастую  использование терминов в разных смыслах. Нет четкого понимания того, чем является «культура», услугой  населению или она является сферой воспитания.  Следует развести понятия «культурная деятельность» и «коммерческая деятельность в сфере культуры», главной задачей которой является  извлечение прибыли.  5. Текст документа следует составлять в категоричном, утвердительном наклонении. В проекте же используется сослагательное наклонение  («должна решать задачу», требует развития», «должно трактоваться»).  6. В документе нет связующей основы, фундаментального стержня, который позволил бы все разрозненные, по своей сути правильно декларируемые ценности, превратить в реализуемую реальность. Так, в пункте 5, абз.1 указывается, что «Действия государства в сфере государственной культурной политики адресованы в первую очередь молодому поколению российских граждан…». Но действия государства в сфере государственной культурной политики должны быть адресованы в первую очередь активно действующему населению, а через него уже и молодому поколению российских граждан. Бесперспективно призывать  молодежь к патриотизму, когда финансовые и прочие представители крупного бизнеса и олигархата попирают нравственные и духовные ценности в угоду прибыли. Нет того примера и образчика для подражания. Получается  две культуры в обществе: культура низших слоев, провозглашаемая открыто данным проектом и культура «высших слоев» скрытая тайными пружинами, принципами и законами поведения.   7. Нельзя разделять культуру на федеральную, региональную и муниципальную, так как это приводит к разделению единого культурного пространства страны.                      8. Неверно в проекте документа утверждение о том, что Россия создавала культуру. Скорее всего, культура создавала Россию.                                 9. Дополнить проект «Основы государственной культурной политики РФ» разделом «Развитие культуры села». В нем следует отразить вопросы укрепления материально-технической базы, о системе выделения грантов и т.д.                                10. Не следует создавать новые культучреждения, пока не будут приведены в порядок ныне существующие.                                11. В ходе разрушения нашего образования в школе убрали предмет МХК. Ранее при изучении литературы для подтверждения заложенных в них идей  использовались экспликации из литературных произведений, писались сочинения. Необходимо вернуться к прежнему положительному опыту.  12. Необходимо более четко определить понятие «массовая культура», не представлять ее синоним чего - то низкого. Не следует забывать, что к массовой культуре относятся и хоровое пение, и непрофессиональные ансамбли, спевки и пр.                                13. Законодательно предусмотреть право для отдельных категорий населения (прежде всего молодежь) посещение учреждений культуры на бесплатной основе.                                14.   Для реализации государственной политики РФ первостепенной задачей должно быть укрепление социальной составляющей работников культуры. Только в этом случае можно будет выстроить четкий механизм закрепления в отрасли профессионалов, особенно молодых. Необходимо на законодательном уровне закрепить конкретные социальные гарантии (социальный найм жилья, 100% оплата коммунальных услуг, специалистам, работающим на селе, выплата подъемных и др.).  Необходимо использовать, наработанную в прежние времена систему подготовки и переподготовки кадров в системе культработы, в настоящее же время в сферу культуры приходят специалисты без специального образования, и переподготовка их проводится редко. Следует установить обязательный порядок прохождение переподготовки культработников не менее одного раза в три года.  15. Дополнить проект Основ государственной культурной политики РФ разделом «Финансирование культуры» с разработкой механизма меценатства и установления конкретного процента финансирования в федеральном бюджете. Предлагается увеличить финансирование сферы культуры из консолидированного бюджета не менее 2 процентов, при этом соблюдать принцип равенство территорий - сегодня, чем дальше люди проживают от крупных городов, тем меньше возможностей у местных бюджетов.  Найти механизм размещения финансовых средств не только в системе государственных учреждений, но и использовать их для поддержки общественных организаций (НКО) действующих в сфере культуры. При этом установить контроль за эффективностью деятельности общественных организаций в сфере культуры. Рассмотреть возможность создания, для этих целей, облита. Функцию цензуры могут взять на себя общественные советы при органах исполнительной власти субъектов РФ.        
 
По теме
14 марта 2024 года в отношении жителя с. Казак-Кочердык Целинным районным судом вынесен обвинительный приговор за незаконную рубку лесных насаждений в крупном размере (п.
     Лебяжьевским районным судом Курганской области 23 января 2024 вынесено решение по гражданскому делу по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области к администрации Лебяжьевского муниципального округа Курга
     В Лебяжьевский районный суд Курганской области обратился прокурор Лебяжьевского района Курганской области с исковым заявлением к МКУ «Центральный территориальный отдел Лебяжьевского муниципального округа» в интереса
Два дня назад киберпреступники обманули 77-летнюю жительницу Кургана. Согласно распространённой схеме, аферисты сообщили пожилой женщине, что её внучка стала участником ДТП, и необходима крупная сумма денег для решения проблемы.
УМВД Курганской области
Ученики Глядянской школы посетили районный суд - Администрация Притобольного района В рамках работы по профориентации 28 марта 2024 года учащиеся 9 класса Глядянской средней школы посетили с экскурсией Притобольный районный суд Курганской области.
Администрация Притобольного района
В Кургане утонул рыбак - Новый мир Фото из группы «Спасатели Кургана» в соцсети «Вконтакте». На реке Черная в 11 микрорайоне Кургана рыбак ушёл под лёд.
Новый мир
Курганцев предупреждают о возможном половодье и пожароопасном сезоне - Курган и курганцы Проводятся рейды по семьям, находящимся в социально-опасном положении В преддверии возможного половодья и пожароопасного сезона в Кургане сотрудники отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Кургану,
Курган и курганцы