Проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства)» (далее соответственно – законопроект, Градостроительный кодекс) подготовлен Минстроем России во исполнение поручения Президента России по итогам заседания Государственного совета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности 17 мая 2016 года (№Пр-1138ГС, подпункт «а» пункта 2).
Законопроект направлен на устранение пробелов правового регулирования в сфере строительства объектов индивидуального жилищного строительства, сноса объектов капитального строительства и земельно-имущественных отношений при строительстве и сносе таких объектов, а также на совершенствование механизма государственного строительного надзора.
Законопроектом предлагается определить объект индивидуального жилищного строительства (жилой дом) как отдельно стоящий жилой дом с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 м и не состоящий из квартир или блок-секций. При этом предусматривается введение дополнительного ограничения по предельной высоте объектов индивидуального жилищного строительства.
Предлагается также установить различное правовое регулирование для объектов индивидуального жилищного строительства (жилых домов), садовых домов общей площадью до 500 и более 500 кв. м.
Определяются особенности государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства (жилые дома), садовые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, на садовых земельных участках.
Предусматривается возможность государственного строительного надзора в отношении объектов, проектная документация которых не требует проведения экспертизы, в случае если информация о соответствующих нарушениях поступила в органы государственного строительного надзора. Предлагается также наделить органы государственного строительного надзора правом проведения проверок объектов капитального строительства, в отношении которых государственный строительный надзор не осуществляется.
Законопроектом предлагается установить механизм прекращения прав на земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, в случае неисполнения решения о её сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями.
В целях устранения правового пробела в части регулирования процедурных вопросов, связанных со сносом объектов капитального строительства, предлагается дополнить Градостроительный кодекс понятием «снос» и главой, направленной на урегулирование вопросов, возникающих в связи со сносом объекта капитального строительства.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 26 октября 2017 года.
Куликовских Владислав Геннадьевич,
главный специалист отдела градостроительного контроля
Комитета по архитектуре и строительству Курганской области