Директор Центра культуры и досуга: «Профессия сама выбрала меня»

Фото: www.kgsu.ru

Светлана Григорьева уже около года возглавляет Центр культуры и досуга КГУ, помимо этого она талантливый хореограф и профессионал своего дела. Коллектив Светланы - театр танца «Авиаль» - покоряет большие сцены по всему миру. Совсем недавно в ЦКиД прошли два больших мероприятия: фестиваль студенческого творчества «Веселый ДЯФ» и ежегодная премия «Золотая Олива». Студентка кафедры журналистики и массовых коммуникаций Юлия Фотеева поговорила с хореографом о танцах, творческом пути и планах на будущее.

- Расскажите, пожалуйста, как танцы появились в вашей жизни.

- Когда-то мама меня затащила в танцевальный класс, потому что я очень не хотела. Она закрыла дверь с обратной стороны и держала.

Давным-давно танцую, с шести лет. Сначала занималась эстрадными танцами, но они были парные. Поэтому мы занимались и народной хореографией, и классическим танцем, как основой всего. Потом пробовала заниматься классикой. Для ознакомления ходила на бальный танец. Единственное, чем я не занималась, это клубным танцем, потому что это мне совершенно не близко.

- Клубный танец – это, в понимании широкой публики, современные направления типа хип-хопа, джаз-фанка?

- Современный танец, к сожалению, в представлении курганского зрителя – это не то, что есть на самом деле. Современный танец в общедоступном понимании – это нечто уникальное, самобытное, которое имеет глубокую мысль, авторскую хореографию, не похожую на всё, что мы видим вокруг себя и на то, что уже видели у кого-то ещё.

Возвращаясь к предыдущему вопросу: очень долгое время в школьном коллективе 57 Гимназии я занималась эстрадно-джазовым танцем. Оттуда и началось увлечение чем-то необычным.

Я планировала поступать в театральный институт, но меня не отпустили. Потому что в Кургане его нет, а куда-то ехать для домашнего ребёнка было бы сложно. Поступила на экономически факультет КГУ и поняла, что нужно озадачить себя чем-то творческим. Тогда я впервые познакомилась с активом эконома, мы готовили вместе ДЯФ, ну, и таким образом, стала танцевать потихонечку, хотя с танцами уже завязала, как мне казалось тогда. На втором курсе у меня сформировался коллектив. Тогда директором ЦКД была Балашова Наталья Константиновна. Она в нас поверила, увидела, начала сразу брать на студенческие выездные мероприятия, например, Студенческая весна. Я и мои девочки смотрела, набирались опыта, как это всё происходит в других городах. И стали вносить в нашу, курганскую жизнь. Поначалу, конечно, не понимали. Очень многие не понимали, что происходит. Думали, что это наша больная фантазия. Но потом образовался наш стиль, наше мировоззрение и наш зритель. Я всегда говорила, что даже если на концерт придёт пять человек, а на следующий год придёт семь, то это уже большой прогресс. В данный момент мы собираем зал примерно в 500 человек. Да, сейчас приходит смотреть много родителей, но, тем не менее, есть зритель, который идёт именно к нам. Это выпускники или люди искусства, которые хотят чего-то приближённого к высокому. Так получается, что сама профессия выбрала меня в тот момент.

- А где дальше продолжили образование?

  - Потом так получилось, что я поступила в другой университет, закончила его. В один из концертов ко мне подошёл преподаватель из колледжа культуры и сказал :«Вот смотри, ты со своим коллективом занимаешь призовые места в фестивалях и конкурсах. А что было бы, если бы ты училась этому?» Нужно было бы узнать основы композиции постановки танца, драматургию хореографического произведения. Ну и я задумалась, наверное, стоит поступить. Поступила на заочное отделение в Академию Культуры Челябинска. Через четыре с половиной года её закончила. А потом познакомилась с удивительным человеком. Это был Владимир Романович Пона, он пригласил меня учиться у него в мастерской в ЮУрГИИ им. П.И.Чайковского. Было учиться очень сложно и очень интересно. Это образование даёт возможность работать с профессиональными артистами, с балетной труппой. У меня специфика – современная хореография, но есть возможность работать и с артистами в театрах. К сожалению, театров нет, как и артистов. Будем надеяться, что когда-нибудь появится.

Вообще, сейчас работаю по специальности КГУ – это менеджмент, и работаю хореографом, балетмейстером в своём коллективе. А старшую группу считаю полупрофессионалами, потому что они по программе обучались и современному танцу, и классике, и народным. То есть, они многожанровые, многофункциональные исполнители. Я с ними общаюсь, как с профессионалами, требую от них таких же результатов. Некоторое время назад мы начали выпускать спектакли, которые, к сожалению, показывать нам здесь негде. Но мы ездим с ними на фестивали в соседние регионы, где, в принципе, нас тоже уже знают.

- В то время, как создавался коллектив, были какие-то сложности, кроме непонимания?

- Вообще, это были 2000-е года, была студенческая жажда творчества. И мы готовы были сутками ночевать здесь, в Химмаше, готовили номера буквально за несколько дней. С набором никогда не было проблем. Единственное, со временем становилось сложно заниматься, и люди постепенно отсеивались. Приходили, например, 20 человек, а оставалось 5. Со временем появилась своя атмосфера. А трудности вряд ли были. Мы всегда находили возможность шить костюмы. В плане поездок нас поддерживал ректорат, могли себе позволить дважды в год съездить на конкурсы и фестивали в достаточно крупные города, например, Сочи, Москву, Санкт- Петербург, Новосибирск. Потом мы начали ездить от Курганской области. Позже девочки-студентки стали приводить своих младших сестёр, появился родительский комитет. Сейчас у нас 120 детей, 12 групп, в каждой группе существует родительский комитет, который сильно помогает во всём, начиная от аппаратуры, заканчивая костюмами, организацией мероприятий, подарками для детей к Новому году и отчётному концерту.

- Что означает название коллектива?

- Авиаль – сокращённое название авиационный алюминий. Это сплав нескольких металлов, очень гибкий, пластичный, не поддающийся коррозии. Его используют в авиации. Название привлекло тем, что вроде бы и металл, но пластичный. Получился некий символ тех качеств, которые хотелось бы видеть в своём коллективе.

-У вас бывают моменты творческого кризиса?

- Наверное, такие моменты наступают у многих творческих людей. Но мы нашли интересный способ – мы занимаемся с детьми по программе некоего внутреннего взросления, и когда они достигают определённого возраста, они становятся соавторами. Детям это очень интересно, потому что они себя проявляют творчески, они могут предлагать свои идеи и воплощать их на сцене. Поэтому, когда есть люди, способные предлагать, проблем с идеями не будет никогда. Другой вопрос - этих людей надо сначала воспитать. То есть, раскрыть ребёнка. Даже самые маленькие дети, если у них что-то спросить, всегда найдут свой особенный ответ, новый подход. Задача наставника - это обработать, направить в нужное русло. По такому принципу поставлен балет «Ожившие полотна».

- Участницы сами выбирают картины, которые им нравятся, или есть выбор?

- Наша система тогда хорошо сработала. Мы с ними в ходе занятий проучиваем ряд движений, характерных для нашего коллектива. Из этих движений складывается определённый набор, из которого можно выбирать и варьировать. Потом мы оговариваем с ними проблему номера. Что бы мы хотели донести и каким образом. Потом начинается этап работы по интересам. Он очень сложный, бывает, девочки плачут. Подбором музыки занимаюсь, как правило, я, но они тоже могут предлагать варианты. Моя задача - режиссировать, чтобы одно сменяло другое, дополняло, но никак не вредило. Затем работаем над пластикой.

- Сейчас у вас занимаются не только малыши, но и достаточно взрослые девочки. Они вами выращены?

- Сейчас состав старшей группы выращен нами. Но бывает, что приходят. Самое сложное в приходящих людях то, что они мыслят иначе. У них есть установки, характерные для других коллективов. Не может быть человек открытым на сцене и зажатым в жизни. Хореография, особенно современная, подразумевает, что у человека внутренний мир должен быть немножко наружу, потому что через его пластику зрители это увидят. В каждой работе своя специфика, и у нас она заключается в том, что нужно очень откровенно разговаривать, многие моменты проговаривать. Тем, кто приходят попозже, сложнее всего преодолеть именно психологический барьер.

- У вас нет каких-то критериев, из-за которых вы можете не взять человека в коллектив?

- Мы берём всех. Если человек увидит, что это не его, он уйдёт сам. Я считаю, что человек может вообще неожиданно для всех открыться. Есть такие случаи, когда, казалось бы, никогда не затанцует девочка, нет координации или слуха. Но затем смотришь, как человек растёт, подстраивается под своих товарищей по классу (танцевальному) и танцует. А когда начинает танцевать сольные партии со своим внутренним чувством музыкального соответствия, это нонсенс. Я считаю, если педагог говорит, что ребёнок никогда не сможет танцевать – он не очень профессиональный.

- С вашими учениками занимаются преподаватели по разным дисциплинам: акробатике, сценическому мастерству. Как вы налаживали эти связи?

- Команда решаем многое. Большим коллективом руководить не очень просто. Поэтому всегда должны быть помощники, которые дышат с тобой одним воздухом. У нас было несколько педагогов. Кого-то переманили в другие, более интересные города. Кто-то не смог работать с нами, потому что он другой, старой закалки. Кто-то, наоборот, старую закалку переделал на наш характер. И сейчас есть команда, где мы все на одной волне.

У нас были педагоги по актёрскому мастерству. Но это курсовая дисциплина. Одни дети доходят до определённого возраста, мы их вводим в актёрское мастерство. Других можно ввести в предмет грим. Акробатика идёт у всех групп, потому что это основа, наравне с классикой. Репетиторство очень важно, потому что кто-то не любит отрабатывать ошибки. Приходится другим отрабатывать. К тому же, это важно, потому что номер могут посмотреть другие люди и подсказать что-то новое. Когда все номера всегда ставит один человек, они получаются однотипные. Вообще, мы любим подсказывать друг другу - так результат получается интереснее.

- То, что вы сейчас директор ЦКД, способствует развитию коллектива?

- Скорее, наоборот. У меня стало меньше времени на коллектив, потому что здесь существует ряд проблем, которые давным-давно никто не решал. Но, думаю, постепенно здесь всё наладится. У нас есть план-график на следующее полугодие, он не менее насыщенный, чем было до этого. Но за предыдущие мероприятия, за время подготовки к ДЯФу я поняла, что здесь у меня тоже команда. Что я могу положиться на них и не брать на себя столько много дел. Всегда так: есть спады и подъёмы. Сейчас я немного отвлеклась, но я в курсе всего. Мне высылают танцы, которые я не вижу. У нас каждый день одновременно работают три зала в разных точках города. Поэтому некоторые номера вижу только в Вайбере. В следующем полугодии я смогу больше времени уделить коллективу. Хотя я знаю про всех всё: про каждого ребёнка могут позвонить и сказать, какие есть успехи, какие есть проблемы. Как атмосфера в зале, температура. Может быть, у детей появляются какие-то новости. И это не мелочи, это детали жизни, я их так называю. Важно всё!

- Какие планы по развитию коллектива хотя бы на ближайший год?

- Послед ДЯФа вышли с предложением создать студенческую группу. Она у нас уже была. Сейчас вновь есть несколько человек с разных факультетов, кто хочет заниматься в нашем коллективе. Если всё получится, у нас будет ещё одна группа, которая сможет представлять КГУ на Зауральской студвесне.   Может быть, это будут выезды, студенческие и городские мероприятия, День города, например. Если есть такая возможность, почему бы не выступать на главной городской сцене.

Также есть возможность с нового года набрать ещё детей, порядка двух групп. Хотим расширяться вглубь, вширь. Нет возможности большого расширения, как у других коллективов. Потому что у нас очень много занятий. Даже самые маленькие занимаются четыре раза в неделю. Старшие занимаются шесть раз. Всем нужен зал, преподаватели. Поэтому не можем набирать много людей, группы с ограниченным количеством человек. Чтобы всем уделить внимание, наблюдать за развитием каждого, мы себя немного ограничиваем. Можно, конечно, набрать несколько сотен и не знать, как ребят зовут. Но это не наша тема.

 
По теме
«Кентервильское привидение», «Гарри Поттер», «Вечерний УргаН», «Три богатыря», «Битва экстрасенсов» — сюжеты многих известных произведений, фильмов, сказок, передач берутся в основу сценариев,
18.12.2017
 
Спектакль «Поминальная молитва» Брянского государственного театра драмы имени А. К. Толстого. - Курган и курганцы В Кургане прошли гастроли Брянского театра драмы имени А. К. Толстого Курганский театр драмы совершил с Брянским театром драмы имени А. К. Толстого приятнейший культурный обмен:
16.06.2018
В воскресенье персональная выставка Никаса Сафронова завершает работу - Курган и курганцы «Иллюзориум художника очаровал Курган», — рассказывают сотрудники КВЦ Выходные 16 и 17 июня – последние дни, когда в Курганском областном культурно-выставочном центре можно увидеть экспозицию «Весна впечатлений – Никас.
15.06.2018
 
Юбилей музея Центра Илизарова - Курган и курганцы В Центре Илизарова состоялся праздник, посвященный 25-летию музея травматологии и ортопедии Мне посчастливилось быть на Международной научно-практической конференции «Метод Илизарова: достижения и перспективы»,
15.06.2018
 
Сегодня музей Центра Илизарова празднует свой 25-летний юбилей - Курган и курганцы За прошедшие годы его посетили более 100 тысяч человек Музей был открыт 15 июня 1993 года — в день рождения Г. А. Илизарова и начала работы Международной научно-практической конференции «Метод Илизарова: достижения и перспективы».
15.06.2018
15 июня 1943 года в Кургане решили открыть областной краеведческий музей - Курган и курганцы Первая выставка прошла в ноябре 1951 года История музея началась с 1904 года, когда при Курганском отделе Московского сельскохозяйственного общества появился сельскохозяйственный музей.
15.06.2018
курган новости - Курган и курганцы В Кургане в яму провалилась легковушка Сегодня на проспекте Машиностроителей,11-А на тротуаре около магазина «Монетка» в яму передним колесом провалился легковой автомобиль.
17.06.2018 Курган и курганцы
В 2017 году летательный аппарат с находящимся на его борту пассажиром упал с высоты на землю Инцидент произошел вечером 12 августа прошлого года в поселке Чистое поле под Курганом,
15.06.2018 Курган и курганцы
Днем в Кургане возле железнодорожного перехода обнаружено тело мужчины. По данным «Газета 45» днем 15 июня 2018 года в районе перехода через железнодорожные пути, недалеко от здания ГУ МЧС России по Курганской области,
15.06.2018 Газета45
Спектакль «Поминальная молитва» Брянского государственного театра драмы имени А. К. Толстого. - Курган и курганцы В Кургане прошли гастроли Брянского театра драмы имени А. К. Толстого Курганский театр драмы совершил с Брянским театром драмы имени А. К. Толстого приятнейший культурный обмен:
16.06.2018 Курган и курганцы
Юбилей музея Центра Илизарова - Курган и курганцы В Центре Илизарова состоялся праздник, посвященный 25-летию музея травматологии и ортопедии Мне посчастливилось быть на Международной научно-практической конференции «Метод Илизарова: достижения и перспективы»,
15.06.2018 Курган и курганцы
«Иллюзориум художника очаровал Курган», — рассказывают сотрудники КВЦ Выходные 16 и 17 июня – последние дни, когда в Курганском областном культурно-выставочном центре можно увидеть экспозицию «Весна впечатлений – Никас.
15.06.2018 Курган и курганцы
За прошедшие годы его посетили более 100 тысяч человек Музей был открыт 15 июня 1993 года — в день рождения Г. А. Илизарова и начала работы Международной научно-практической конференции «Метод Илизарова: достижения и перспективы».
15.06.2018 Курган и курганцы
Первая выставка прошла в ноябре 1951 года История музея началась с 1904 года, когда при Курганском отделе Московского сельскохозяйственного общества появился сельскохозяйственный музей.
15.06.2018 Курган и курганцы
Автоледи блеснули мастерством - Администрация Катайского района 17 представительниц прекрасного пола блеснули мастерством на конкурсе «Автоледи 2018» , состоявшемся в Катайске 10 июня.
15.06.2018 Администрация Катайского района
Уточните свой маршрут - Администрация г. Курган В связи с проведением земляных работ с 16 по 18 июня 2018 года будет закрыта для движения транспорта улица Пролетарская, в районе дома № 41.
15.06.2018 Администрация г. Курган
В минувшие выходные состоялись сразу несколько межрегиональных турниров по пляжному волейболу Настоящий праздник бичволея прошел в Зауралье с 10 по 12 июня.
14.06.2018 Курган и курганцы
7 июля участников ждет экстремальный забег протяженностью около 20 км по островам озера Медвежье  В Зауралье пройдет второй этап XIV Всероссийского экстремального чемпионата «Здоровый как Лось — 2018».
14.06.2018 Курган и курганцы
С Днем медицинского работника! - Курган и курганцы Зауральских врачей, фельдшеров, медсестер, санитаров… поздравляют руководители города и области Дорогие работники и ветераны здравоохранения!
17.06.2018 Курган и курганцы
В Кургане восстановлено благоустройство на 167 зимних раскопках - Курган и курганцы Их стоимость – более шести миллионов рублей «Акционерное общество «Водный Союз» завершает работы по асфальтированию проезжих частей и восстановлению газонов после зимних раскопок», — сообщила пресс-служба компании.
15.06.2018 Курган и курганцы