Однажды Анатолий Чагачкин открыл дверь незнакомцам, впустил их на свою кухню и… лишился кучи денег
Он сам не понял, как приобрел фильтр для воды, как пришлось взять большой кредит. Вода, которая течет из нового крана, хозяина квартиры и его супругу не устраивает: осадок, неприятный запах, горечь во рту. Вот уже три месяца они борются с фирмой, которая установила очистную систему, просят снять все оборудование и вернуть деньги.
– Пришел парнишка. Хороший такой… С ним мы разговорились. Он прибором измерил у нас воду и сказал, что она грязная. Вода действительно грязная, но пока ведь не померли от нее, – разводит руками Анатолий Юрьевич. Молодые люди убедили пожилую супружескую пару в том, что необходимо установить водоочистную систему. Сумма большая: 19 тысяч рублей за сам фильтр плюс за комплектующие – набежало около 89 тысяч. После небольшой беседы сумму решили сбавить до 55 тысяч. Но и этих денег у семьи Чагачкиных не оказалось. Было решено взять кредит. До банка визитеры лично отвезли мужчину на своем автомобиле. – Они мне надавали столько бумаг, что я запутался и уже только подписывал. Я сам виноват, не спорю, – признается мужчина. Денежные средства в тот же день пенсионер отвез в офис компании «Кристалл», расположенный в Кургане по улице Ленина. – Потом я уже узнала, что он в банке взял кредит 55 тысяч. А я сижу за столом и кричу ему по телефону: «Толик, не бери! Толик, давай домой!» – вспоминает его жена Ольга Чагачкина. Когда вернулся домой, там уже работала бригада – устанавливали фильтр. По словам хозяина квартиры, специалисты обещали, что приедут на следующий день, чтобы проверить, чистая ли вода. Но пенсионеры никого так и не дождались ни через два дня, ни через три. Никаких инструкций рабочие не оставили, документов на водоочистную систему в коробке супруги не нашли. Единственное, что им объяснили, – гарантия три года. Через две недели все же доставили паспорт на фильтр. Выяснилось, что некоторые комплектующие менять нужно уже через два-три месяца. Сейчас на кухне у Чагачкиных два крана. Из одного течет обычная вода, из другого – пропущенная через фильтр. Ее качество пенсионеров не устраивает. – Из нового крана я никогда не набираю. Вода там очень противная, от нее появляется изжога, – объясняет, набирая чайник, Ольга Николаевна. Пенсионеры неоднократно звонили и приезжали в офис компании «Кристалл», показывали баночки с якобы кристаль
но чистой водой, просили демонтировать фильтр и вернуть им деньги. Результата не было. В конторе перестали брать трубку. – Потом дошло до того, что начальник этой фирмы стал присылать эсэмэски, где говорилось, что они не могут с нами разговаривать, – показывает историю сообщений на мобильном телефоне Анатолий Юрьевич. Их мы насчитали около 20. Банку Анатолий Чагачкин оказался должен более 118 тысяч рублей. Сейчас он исправно платит по три с небольшим тысячи, а это ощутимая сумма для семейного бюджета. Пенсия на двоих – порядка 21 тысячи, около шести тысяч Чагачкины платят за коммуналку. В феврале пришлось обратиться за помощью к юристу. На сегодняшний день уже подготовлен иск в суд. Вероятно, придется
заказывать экспертизу. Вот только удастся ли вернуть пенсионеру деньги – пока сказать сложно. – В соответствии с законом о защите прав потребителей, мы имеем право взыскать с этой фирмы штраф и компенсацию за моральный вред. Если все сложится так, как должно быть, я рассчитываю, что вернем полную сумму. Когда мы сталкивались с такими вопросами относительно других организаций, их представители даже в суд не являлись, – поясняет председатель Курганской областной общественной организации «Центр общественного контроля» Иван Камшилов. В последние годы на рынке появилось достаточно много компаний, представители которых ходят по квартирам и предлагают те или иные услуги прямо на дому: будь то проверка воды или окон, продажа сверхмощного медицинского оборудования или же элементарной косметики. Акцент делают на доверчивых и добродушных пенсионеров. Над названиями организаций тоже долго не думают: подбирают из тех, что на слуху и пользуются спросом у населения.
– Есть такие фирмы и специалисты, которые начинают применять различные психологические уловки. По гражданскому законодательству, если сделка заключена под влиянием введения в заблуждение, судом она может быть признана недействительной, а договор расторгнут. В первую очередь во внимание будут браться показания свидетелей, – подчеркивает начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Курганской области Данил Вильдяев. Анатолий Чагачкин при нас позвонил начальнику фирмы «Кристалл». Тот взял трубку, поздоровался. Пенсионер напомнил о своей проблеме, спросил, когда ждать бригаду, которая наконец придет и снимет этот злополучный фильтр. Мужчина по ту сторону провода выслушал Анатолия Юрьевича и вежливо попросил перезвонить через полчаса. Конечно, на звонок никто не ответил. Мы отправились в офис этой компании. В кабинете, где рабочее время указано с 10 до 18 часов, ни в 11, ни в 13, ни в 15 часов мы никого не застали.
Екатерина Черепанова. Фото автора.