Валерий Шергин: «Моя территория – от Омска до Ижевска».

Фото: nm45.ru

Этот скромный на вид человек вызвал бурю эмоций у театралов своей серией остросоциальных пьес.

Одних людей его произведения приводят в восторг, другие считают их слишком жесткими. Однако абсолютно все пьесы этого автора занимают только первые места на многочисленных конкурсах. Знакомьтесь: Валерий Шергин, один из самых популярных и скандальных молодых драматургов России.

С Валерием мы встретились на III Международном фестивале современного искусства «Параллели» в «Гулливере», где на этот раз читали три его пьесы: «Ящик», «Тюмень с улыбочкой» и «Правила». Шергин всегда желанный гость на фестивале, читки его ярких и смешных произведений собирают неизменные аншлаги. Да и сам он любит приезжать в «Гулливер», специально для нашего театра он написал сценарий к популярному спектаклю-променаду «Жены Синей Бороды».

Пьесы в телефоне

– Валерий, расскажите, как вы стали драматургом?

– Случайно. Я был актером Сарапульского театра драмы. Однажды моя девушка решила поступать на художника и отправилась в Екатеринбург, я поехал за ней. Когда ехал, ничего конкретного не планировал, но подумал, что не стоит терять время, поэтому зашел в театральный институт и узнал, куда можно поступить заочно. В итоге поступил на драматурга к Николаю Коляде, хотя на тот момент писал сценарии только для капустников. У меня были планы на семью, и после окончания учебы мы хотели вернуться в Сарапул. Первые полгода в Екатеринбурге у нас была задача – выжить. Года полтора я искал приличную работу.

– Знакомство с Колядой было решающим для вас?

-Конечно. Я не знаю, почему он меня взял на курс. В то время у меня был кнопочный телефон, и я даже не имел компьютера. Коляда предложил писать от руки, поэтому я скачал специальную программу и первые три пьесы набрал в телефоне. Мою самую первую пьесу «Чудо, а не дети» Николай Коляда прочитал в театре, потом ее напечатали в

сборнике уральских драматургов. Потом была еще одна пьеса, так все и началось. В 2010 году «Очень нетеатральные пьесы три» получили гран-при на международном фестивале «Свободный театр» в Минске, пьеса вошла в шорт-лист фестиваля «Евразия» и стала финалистом «Любимовки». Она самая смешная, Коляда читал ее раз шесть в театре. До пятого курса я постоянно участвовал в драматургических конкурсах, всегда занимал первые места и взял все награды, какие можно.

– Постоянные победы стали для вас стимулом в творчестве?

– Да просто повезло! Самое показательное гран-при я получил на фестивале «Текстура» в Перми. Там собралась московская театральная тусовка, поэтому я удивился, когда победил с пьесой «Концлагеристы», позднее она взяла первое место на конкурсе «Евразия» в Екатеринбурге. Когда едешь на фестиваль, всегда просят предоставить список регалий, у меня их целая страница. В конце всегда писал: «Постановок нет». Я долго называл себя не драматургом, а автором пьес. Когда закончил учиться, состоялась первая премьера. Драматург – это когда счастливя звезда над тобой пролетает: и театр хочет тебя поставить, и платят за это деньги. Это уже совсем другой статус. Молодежные, независимые, частные театры обычно ставят мои пьесы бесплатно, у них нет денег, и они не продают билеты. Вот, например, в Ижевском молодежном театре так просто ставим, в Омске частный театр современной драматургии недавно открылся, тоже отдаю им бесплатно пьесы. В Свердловском ЦСД тоже не беру денег. Когда ты профессиональный драматург, то уже работаешь с государственным театром, вот как с «Гулливером», пишешь специально под его актеров и помещение. Так получилась пьеса «Жены Синей Бороды». Вот это и есть профессия.

Зрители в тонусе

– Вы стараетесь писать о том, что вас волнует?

– Да, любой автор всегда пишет о том, что его больше всего волнует. Я живу в том же мире, что и вы. Со мной происходят какие-то события, иногда они меня смущают, иногда бесят, возникают душевные переживания… Я нахожу способы решения своих проблем, могу обратиться через пьесу к конкретному человеку. Бывает, что ты неравнодушен к девушке, а она к тебе – наоборот. И ты думаешь: «Ну, сейчас я тебе напишу, чтобы ты знала, что я о тебе думаю». Все мои

герои – это я сам в первую очередь, а потом уже возникает какой-то собирательный образ.

– Некоторые ваши произведения шокируют. Вам важно держать зрителя в тонусе?

– Вчера гостьи фестиваля «Параллели», актрисы, ушли с читки «Правила» и сказали, что они не хотят слышать нецензурных слов. Но они не досидели до конца, и пазл в их головах не сложился. Я всегда строю сюжетную линию так, чтобы было интересно, чтобы было много юмора, чтобы никто не скучал, придумываю ребус, разные перевертыши, закручиваю сюжет. Мне надо показать зрителю некое шоу. В пьесе «Правила» мне хотелось шокировать, переходить от смеха к страху, затем к смущению. Я играю на эмоциях.

– Вы сами выбираете актеров для читки?

– Да, в «Правилах» роль Лизы играла актриса из Белгорода Анастасия Оболенцева. Я ее давно знаю. Мелкого сыграл мальчик-волонтер из Кургана, он отлично подошел по возрасту. С остальными актерами из «Гулливера» я давно знаком, не первый год с ними работаю. Все были на своих местах.

– Следите ли вы за творчеством других современных драматургов?

– Специально не слежу, но в соцсетях все постят свои работы, постановки, я читаю все в ленте новостей. Иногда скидывают почитать пьесу, чтобы потом узнать мое мнение. Я люблю конструктивную критику, сразу вижу, хорошо это или плохо, могу по полочкам все разложить и объяснить, как это работает. Сейчас я читаю лекции в Ижевске в школе удмуртской драматургии, изучаю пьесы молодых, никому не известных авторов. Их пока никто не слышит, их не ставят, но они хотят этим заниматься. Мы устраиваем разбор пьес, читаем вслух для аудитории.

Пьеса за пять дней

– Сколько времени у вас уходит на создание одной пьесы?

– Бывает по-разному. Пьесы пишутся в голове по ночам. Когда я учился в институте, то писал, когда было желание, меня никто не торопил. А сейчас поступают заказы. И всегда есть дедлайн. Как правило, если пьеса должна быть готова через месяц, то первые двадцать дней я хожу и придумываю, собираю материал, появляется картинка

призрачная… Пьесу я создаю последние пять дней. Часто пишу от руки и не подряд: приходит какая-то мысль – я ее записываю. В последние два дня не сплю, постоянно добавляю что-то новое. Чем ближе к дате, тем больше накопишь материала, а затем выплеснешь его – получается круто.

Вот с пьесой «Правила» я не очень рассчитал и писал ее ночью в поезде по дороге в Ижевск. Дедлайн был 15 октября, а в конце сентября ночью звонит мне директор Тюменского театра и просит очень срочно сделать пьесу про Тюмень. Я согласился и начал работать над «Тюменью с улыбочкой». В итоге 14 октября я сажусь в поезд, а написана всего половина пьесы «Правила». Я взял удлинители, шнуры, заказал купе и дописывал ее в дороге. Закончил свое произведение в 17.20, а в 18 часов мы его уже читали. В голове-то пьеса у меня давно сложилась, но я не ожидал, что там будет 56 страниц.

– Что вас вдохновляет на творчество?

– Сама жизнь вдохновляет. Близкие люди, которые не с тобой, чувства. Бывает, смотришь чужой спектакль и думаешь: как круто, хочу, чтобы было так же. Вот в здании одного омского театра раньше стриптиз танцевали, зал круглый как арена цирка, посередине шест, вокруг сидят зрители. Меня вдохновило само пространство, и захотелось под него написать пьесу.

– Что-то в итоге родилось?

– Это будет следующая пьеса, которую я напишу для себя, не на заказ.

– Ваши пьесы сейчас так популярны, что их ставят даже в московских театрах.

– В Центре имени Мейерхольда сейчас идет «Колбаса», она поставлена четыре года назад. Еще я написал инсценировку для московской труппы «Рупор» по мотивам сказов Бажова «Медной горы хозяйка», премьера состоялась в конце ноября в Центре творческих индустрий «Фабрика». В Москве пока затусить не получается, но меня это не расстраивает. В столице и так полно драматургов. Мне приятно, что мои пьесы интересны театрам в Башкирии, в Татарстане. Сейчас Буинский государственный драматический театр, что недалеко от Казани, поставил пьесу «Концлагеристы» на татарском языке. Моя территория –

от Омска до Ижевска: Челябинск, Курган, Уфа, Екатеринбург и другие уральские города. Сейчас у меня нет определенного места жительства, пока живу в Тюмени, где идут съемки сериала «Взрослые дети», для которого я пишу сценарий.

Светлана Тельминова. Фото Марины Бурнашовой.

 
По теме
Сегодня отмечают День балалайки - Курган и курганцы «Имениннице» исполняется 330 лет Впервые упоминается о балалайке в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», который датируется 23 июня 1688 года.
23.06.2018
 
Заключительный концерт сезона 2017-2018 Зауральского симфонического оркестра и солистов Курганской областной филармонии. - Курган и курганцы Каким был филармонический сезон — 2017/18 Говорят, что счастье долгим не бывает: оно как вспышка летящей звезды, как праздничный фейерверк, который рассыпает спящие искры, озаряя светом и землю, и небо, и человека.
22.06.2018
 
Приступили к обработке посевов Полеводы, работающие на землях бывшего колхоза "Нива", спешно справились с весенне-полевыми работами.
23.06.2018 Mokrousovo.Ru
Прокуратура Варгашинского района провела проверку исполнения законодательства о противодействии коррупции лицами, замещающими муниципальные должности.
22.06.2018 Прокуратура
 В центре Кургана столкнулись Toyota и LADA Kalina Сегодня, 22 июля, на регулируемом перекрестке улиц Куйбышева и Ленина — возле ЦУМа — столкнулись автомобили Toyota и LADA Kalina.
22.06.2018 Курган и курганцы
В Зауралье в исправительной колонии нарушалось законодательство о защите людей с ограниченными возможностями Курганская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курганской области про
22.06.2018 Курган и курганцы
Сегодня отмечают День балалайки - Курган и курганцы «Имениннице» исполняется 330 лет Впервые упоминается о балалайке в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», который датируется 23 июня 1688 года.
23.06.2018 Курган и курганцы
Каким был филармонический сезон — 2017/18 Говорят, что счастье долгим не бывает: оно как вспышка летящей звезды, как праздничный фейерверк, который рассыпает спящие искры, озаряя светом и землю, и небо, и человека.
22.06.2018 Курган и курганцы
Свои постановки покажут непрофессиональные детские и молодежные театральные коллективы Для театралов праздники в июне не закончились:
19.06.2018 Курган и курганцы
Новости Курган - Курган и курганцы По количеству медалистов нынешний год превзошел предыдущий Во Дворце детского (юношеского) творчества состоялась торжественная церемония награждения выпускников города Кургана медалями за особые успехи в учебе.
23.06.2018 Курган и курганцы
Прошел первый вид состязаний по силовому троеборью в зачет сельских  игр «Золотой колос» - Управление по физкультуре, спорту и туризму   Сегодня, 22 июня 2018 года, в доме культуры села Шатрово завершился первый вид состязаний, впервые включенных в программу областных сельских спортивных игр «Золотой колос», - силового троеборья.
22.06.2018 Управление по физкультуре, спорту и туризму
Курганская команда готовится к очередному поединку в рамках первенства России по футболу (III дивизион,
22.06.2018 Курган и курганцы
Российская команда официально стала участником 1/8 финала чемпионата мира по футболу 2018 года Впервые в своей новейшей истории футбольная сборная нашей страны сыграет в плей-офф мирового чемпионата!
21.06.2018 Курган и курганцы
Новости Курган - Курган и курганцы 77 лет назад началась Великая Отечественная война 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории России — День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны.
22.06.2018 Курган и курганцы
Механизаторы определили сильнейших в вождении трактора - Управление по физкультуре, спорту и туризму   Утром 23 июня в зачет ХХI областных сельских спортивных игр «Золотой колос» на центральной площади села Шатрово прошли очередные состязания среди механизаторов – вождение трактора.
23.06.2018 Управление по физкультуре, спорту и туризму
Инспекцией на основании полномочий, предоставленных ч. 4.2 ст.
22.06.2018 Государственная жилищная инспекция