За период с 01.01.2017 г. по 01.11.2017 г. в Управление Россельхознадзора по Курганской области поступило чуть более трех десятков материалов муниципального земельного контроля, по 31 делу принято решение о привлечении к административной ответственности виновных лиц. С нерадивых хозяев взыскали около 300 тысяч рублей штрафов.
Введение в производственный процесс пашни, которая сейчас простаивает - это одна из приоритетных задач «Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной Правительством Российской Федерации. Действенным механизмом в этом вопросе является консолидированная работа по осуществлению государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля. Несмотря на актуальность вопроса в Курганской области только три района - Катайский, Варгашинский и Сафакулевский - осуществляют свои полномочия по контролю земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования. Кроме того, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» органы местного самоуправления осуществляют муниципальный земельный контроль в границах поселений.
На основании п.п 3 п. 1 ст. 11 данного Федерального Закона №131-ФЗ территорию поселения составляют не только исторически сложившиеся земли населенных пунктов, но и прилегающие к ним земли для развития поселения, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения, не зависимо от форм собственности и их целевого назначения.
Границы населенных пунктов и границы поселений являются разноплановыми понятиями. Согласно положений Федерального Закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поселение является муниципальным образованием, границы которого устанавливаются Законом субъекта Российской Федерации.
На основании требований ч. 3 ст. 72 Земельного Кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль должен осуществляться, в том числе и на землях сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельских поселений.
Чтобы улучшить инвестиционную привлекательность региона работу по введению в оборот заброшенной пашни необходимо активизировать, в том числе и посредством муниципального земельного контроля. В связи с этим Управление Россельхознадзора по Курганской области готово оказать, как методическую, так и практическую помощь в изучении нормативно-правовой базы, а также предложить подробный алгоритм действий при осуществлении муниципального земельного контроля.