Народный фронт: Программа народных инициатив

1. Народные инициативы

Программа народных инициатив, которую уже давно в СМИ и обществе назвали Народной , – это не результат кабинетной работы столичных экспертов и чиновников. Её основой стали боли и проблемы, мысли, идеи, надежды миллионов наших соотечественников со всех уголков России - от Чукотки и Камчатки до Калининграда, от Мурманска до Махачкалы. Программа народных инициатив и наказов – не набор благих пожеланий, а конкретный план первоочередных действий по обустройству жизни россиян .

Эти инициативы стали народными и потому, что они подготовлены по итогам широкого обсуждения всеми участниками Общероссийского народного фронта самых актуальных вопросов, волнующих россиян. Они основаны на предложениях авторитетных экспертов, профессионалов из регионов России и всех граждан, неравнодушных к судьбе нашего Отечества.

Программа народных инициатив определяет основные направления и приоритеты законотворческой деятельности Государственной Думы нового созыва на ближайшие пять лет и задаёт вектор развития России .

Мы осознаем, что многие из предлагаемых инициатив – реакция общества на острые, сложные проблемы, копившиеся годами. Эти задачи не могут быть решены в один момент, одной лишь силой политической воли – необходима долгая, кропотливая работа, усилия не только государственных, но и общественных институтов, значительные интеллектуальные и финансовые ресурсы. Поэтому предложения, народные наказы, отраженные в Программе, должны воплощаться и через законодательную деятельность фракции «Единой России» в новом составе Государственной Думы, и через практическую деятельность Правительства Российской Федерации, а также работу соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Но людей волнуют не только законы, но и ещё сильнее – конкретные проблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Поэтому с каждым субъектом федерации согласованы ключевые приоритетные региональные проекты , направленные на решение важнейших задач по развитию на их территории общественной инфраструктуры, транспортной, социальной и других сфер. В этом заложен и мощный мультипликативный эффект как для экономики, так и для создания новых рабочих мест и, главное, для практического улучшения условий жизни наших избирателей.

То есть, затрагивая самые острые и животрепещущие проблемы народа, мы предлагаем практические меры, направленные на скорейшее, максимально полное и сбалансированное решение стоящих перед конкретными людьми и регионами задач.

1.1. Итоги десятилетия

Прошедшее десятилетие для России – это время и успехов, и надежд, и испытаний. За этот период валовый внутренний продукт вырос вдвое. Но в то же время, только в 2007 году удалось превысить аналогичные экономические показатели 1990 года. Совсем недавно для выплаты госдолга у нашего государства не было средств. Теперь у России наименьший государственный долг среди развитых стран – около 10 процентов ВВП (для сравнения, в Германии – более 80 процентов ВВП, в Италии – 120, в Греции – 150, в США приближается к 100, а в Японии – к 200 процентам). Число людей, живущих за чертой бедности, сократилось более чем в два раза. Минимальные размеры пенсии и заработной платы приблизились к прожиточному минимуму. Уровень безработицы снизился на 30 процентов. Реальные располагаемые денежные доходы населения с 2000 года выросли более чем в 2,5 раза. Инфляция уменьшилась с 20 процентов в 2000 году до уровня менее 9 процентов в 2010 году. За последний год в России родилось на 41 процент больше детей, чем в 2000 году. За этими цифрами – более 522 тысяч новых жизней. Смертность сократилась на 9 процентов, а продолжительность жизни увеличилась на три года.

Государство продолжает играть важную роль практически во всех сферах жизни современного общества . Как наглядно показал недавний кризис, не только в России, но и во всех либеральных экономиках мира основная тяжесть возникших проблем легла на плечи государства, которое взяло на себя ответственность и проделало огромную работу по преодолению негативных явлений и их последствий. Но если оно не способно адаптироваться к меняющимся в мире условиям, то может и не выдержать испытаний на прочность. Данные обстоятельства, с одной стороны, подтверждают значимость государства и в развитии, и в защите общества, а с другой стороны, позволяют говорить о необходимости изменений, его модернизации, при этом исключая оттеснение (и тем более - вытеснение) государства от регулирующей функции в экономической и социальной сферах.

Прошедшее десятилетие наглядно продемонстрировало, что ставка на создание социального государства является правильной. Это отвечает нашим традициям, как историческим, так и современным реалиям страны, менталитету многонационального российского народа. Безусловно, эффективность социальной политики государства напрямую зависит от состояния его экономики. Но верно и обратное: страна, граждане которой лишены мотивации к производительному, качественному труду и не могут воспользоваться создаваемыми ими благами, неминуемо обречена на технологическое, экономическое, культурное отставание, даже деградацию, на опасность в любое время оказаться перед угрозой общественно-политического взрыва. Вот почему Российское государство обязано и далее проводить активную, сильную социальную политику.

Курс на выстраивание «вертикали власти» во многом оправдал себя, позволил сохранить политическое единство и территориальную целостность страны, восстановить единое правовое пространство, обеспечить управляемость государством.

Но жизнь показала, что только усилиями «сверху» такие опасные явления для демократии, гражданских прав и свобод, как коррупция, бюрократизм, произвол и безответственность чиновничества, не побороть. Одна из важнейших целей создания Общероссийского народного фронта – объединение деятельных патриотов России, призванное направить развитие отечественной государственно-политической системы в русло подлинного народовластия, которое понимается как постоянный и действенный диалог власти и общества.

Российское государство прочно и жизнеспособно только как федеративное государство . Любые призывы к его трансформации в унитарное образование, к ликвидации субъектов Российской Федерации, созданных по национальному признаку, к замене республик, автономных округов и областей губерниями чреваты не только ненужными, но и опасными в современных условиях угрозами: политической нестабильностью, развалом сложившейся государственно-политической системы, межнациональными и межрелигиозными конфликтами. Отказ от федерализма – не наш путь. Вместе с тем, мы видим, что сегодня многим субъектам Российской Федерации «тесно» в рамках существующей модели федерализма, ибо она снижает их инициативу, ограничивает возможности самостоятельного решения вопросов регионального экономического и социального развития. Мы – за совершенствование существующей модели федерализма, основанной на оптимальном балансе полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации, чётком разграничении вопросов, находящихся в их ведении.

Ни в тысячелетней истории, ни сегодня в России нет ничего, что с неизбежностью вело бы к конфликтам на этнической или религиозной почве. Напротив, наша страна являет собой уникальный пример мирного совместного проживания на протяжении многих веков почти двухсот народов, принадлежащих к разным этническим группам, религиям и конфессиям . Существующая напряжённость в сфере межнациональных отношений – это, с одной стороны, следствие просчётов во внутренней национальной политике, а с другой – результат целенаправленной и финансируемой извне активности сил радикально-националистической и экстремистской направленности. Достойное будущее русского, как и всех других народов нашей страны, её статус великой державы могут быть сохранены и упрочены только при условии, что Россия останется дружной семьёй входящих в неё народов. Это - одна из важнейших целей Общероссийского народного фронта, и мы добьёмся её осуществления.

1.2. Приоритеты развития

Несмотря на достижения прошедшего десятилетия, надо признать: растёт число россиян, которых перестают удовлетворять эти результаты. Упрочение целостности государства, успехи России во внутренней и внешней политике стали для граждан свершившимся и непреложным фактом. И россияне настроены на более быстрые темпы развития, на достижение европейских стандартов жизни, на более активное участие в решении проблем, стоящих перед страной.

Граждан России не устраивает многое. Это и сохраняющаяся бедность, и всё ещё плохой бизнес-климат, и распространённость коррупции, и неспособность чиновников качественно решать проблемы людей, включая обеспечение безопасности граждан. Эти проблемы появились не сегодня и не вчера, но на фоне успешного решения иных важнейших вопросов они особенно нетерпимы. Их нерешённость вызывает у людей ощущение личной незащищённости, отсутствия жизненных перспектив, негативно влияет на общий социальный климат в стране, порождает апатию и иждивенчество.

С этим нельзя мириться. Нельзя, чтобы достигнутая стабильность превратилась в застой, а укрепившийся государственный аппарат перерос в закрытую для общества бюрократическую касту.

Поэтому перед нами стоят сложные задачи по реальной модернизации страны. Их решение – залог успешного развития России. Но даже самые правильные и нужные инициативы невозможно успешно и эффективно реализовать только за счёт денежных вливаний. Фундаментальная задача государства, а теперь и Общероссийского народного фронта, – создание благоприятных условий для цивилизованной конкуренции людей, идей, общественных инициатив, проектов и программ: в политике, экономике, между регионами…

В ближайшие пять лет наши усилия будут сконцентрированы на следующих основных направлениях:

- Достойная жизнь, справедливость и свободное развитие человека.Россия – социальное государство, и оно обязано обеспечить защиту детей, инвалидов, пожилых, других категорий граждан, которые в ней нуждаются. Доходы каждого россиянина должны быть достаточны для удовлетворения базовых потребностей человека. Требуется обеспечить всех жителей страны бесплатной медицинской помощью, доступным жильём, качественными коммунальными услугами. Вместе с тем нужно понимать, что социальное государство и справедливость – это не равенство, а равноправие людей. Главным критерием оценки работы властей должен стать индекс развития человеческого потенциала, рассчитываемый с учётом всех основных показателей качества жизни человека.

Наша задача – дать детям достойное воспитание и образование, которые позволят им реализовать себя в жизни. Необходимо сохранить нашу культуру и традиционные духовные ценности, остановить нравственную деградацию. Граждане России должны иметь возможность для самовыражения и свободного развития.

- Модернизация экономики. Приходится констатировать, что за 10 лет, несмотря на приложенные усилия по диверсификации экономики России, не удалось существенно изменить её сложившийся сырьевой характер. Продажа нефти, газа, металлов на экспорт до сих пор составляет основу национального благосостояния и базу для формирования бюджета страны. Сырьевая модель ещё не исчерпала всех своих возможностей, но она уже не способна обеспечить устойчивый экономический рост, который можно достичь, только создав динамичную, конкурентоспособную по мировым меркам национальную экономику, совмещающую эффективное использование запасов «кладовой природы» России, особенностей географического положения и уникального человеческого потенциала, наших знаний и технологий.

Необходимо умело и рачительно распоряжаться богатствами страны. Доходы, получаемые от торговли нефтью, газом, другими природными ресурсами, нужно использовать не только для того, чтобы набивать ими «подушку безопасности», а больше и активнее задействовать для движения вперёд. Ибо только динамичное и разностороннее развитие экономики страны даёт стратегически надёжные (не только углеводородные) ресурсы и для успешного преодоления трудностей.

Первостепенная задача государства – стимулировать развитие частной инициативы. Требуется кардинально улучшить деловой климат в стране, убрать все административные барьеры, победить коррупцию и негативные проявления российской бюрократии. Только когда инвестор удостоверится, что вести бизнес в России выгодно и безопасно, начнут появляться современные технологичные производства в количестве, достаточном для устойчивого экономического роста, оживится малый и средний бизнес, обеспечивающий занятость и благосостояние людей.

Важным элементом экономического развития должно стать повышение производительности труда. Это не только безликие цифры роста валового внутреннего продукта, но и увеличение наших доходов.

- Снижение темпа роста цен . Инфляция каждого делает беднее, мгновенно «съедает» выросшие зарплаты и пенсии, затрудняет реализацию долгосрочных инвестиционных проектов. Снижение уровня инфляции требует проведения сбалансированной государственной политики, основанной на повышении эффективности государственных расходов, оптимизации затрат естественных монополий, взвешенных решениях в финансовой сфере. Инфляция будет минимальна, если увеличение доходов населения будет сопровождаться ростом отечественного производства товаров и услуг.

- Развитие регионов . Российская Федерация по территории - самая большая в мире страна. Население России составляет почти 143 миллиона человек. Наша задача в том, чтобы люди жили хорошо не только на отдельных территориях, но и в России в целом. Централизация ресурсов позволила нам «подтянуть» некоторые критически отстающие в развитии регионы. Но это было сделано, в том числе, ценой потери мотивации у самых инициативных субъектов федерации. Выравнивать уровень жизни необходимо, но не такой ценой. Поэтому в ближайшее время предстоит выработать и реализовать решения, направленные на активизацию самостоятельного развития регионов. При этом государственная политика должна гарантировать людям достойные условия жизни как в городе, так и в селе.

- Преодоление коррупции, которая не только делает государственную машину неуправляемой, но и в целом разлагает общество. Вместо того чтобы работать во благо страны, коррумпированный чиновник преследует свой интерес. В такой системе даже самые хорошие идеи при реализации превращаются в противоположность. Общероссийский народный фронт создаёт новые возможности по общественному контролю над властью и чиновниками.

- Обновление политической системы. В нашей стране интересы государства зачастую были выше интересов личности. Такое больше не должно повториться. Людям нужна уверенность в том, что, если они обратились к представителям власти со своими проблемами, будет сделано всё, чтобы их решить. Потому что власть подконтрольна обществу. Для уверенного движения вперёд власти требуется значительное обновление. Граждане России должны чувствовать себя не подданными, а полноправными хозяевами своей страны.

* * *

Россия – великая держава. Мы смогли не только объединить огромные территории и многочисленные народы, но и достигли мировых высот во многих областях. Нам есть у кого учиться тому, как любить и прославлять свою Родину. Мы должны стать достойными наших предков, снова удивлять и восхищать весь мир своими достижениями в экономике, науке, культуре, спорте.

1.3. Общероссийский народный фронт – новый элемент политической системы

Общероссийский народный фронт приглашает к участию в своей работе всех, кому дорога судьба Родины: граждан, общественные организации, трудовые коллективы. Благодаря Общероссийскому народному фронту в политику придут новые люди - знающие, вдохновенные, деятельные патриоты России.

Мы руководствуемся следующими принципами:

- Равное партнёрство. Все участники Общероссийского народного фронта выступают как равные партнёры при выработке, обсуждении и принятии решений, касающихся развития России.

- Сотрудничество. Участники Общероссийского народного фронта совместно формируют список кандидатов в депутаты от «Единой России», который пройдет широкое общественное обсуждение и будет представлен для участия в выборах в Государственную Думу.

- Общее дело . Наши кандидаты пойдут на выборы с общей программой, подготовленной по итогам самого широкого обсуждения насущных проблем россиян участниками Общероссийского народного фронта.

- Открытость. Общероссийский народный фронт открыт для всех, кому небезразлична судьба страны, кто готов участвовать в выработке и реализации долгосрочной программы развития России.

Получить мандат депутата Государственной Думы – непростая задача. Наши кандидаты должны выдержать жёсткую конкуренцию внутри Общероссийского народного фронта и пройти процедуру предварительных выборов (праймериз). Только победители могут достойно представлять «Единую Россию» на выборах в Государственную Думу.

Общероссийский народный фронт и после выборов будет востребован как механизм общественного (народного) контроля над властью. Для того чтобы депутаты не теряли связь со своими избирателями, Общероссийский народный фронт будет ставить перед парламентариями задачи, требующие скорейшего решения, и контролировать, насколько эффективно народные избранники справляются с возложенными на них обязанностями.

2 . Качество жизни. Достойная жизнь – гражданам великой страны

2.1. Возрождение духовности и сохранение традиций


Традиции не дают нам забыть о своих корнях, позволяют сохранить единство с народом. В многообразии народов и культур - сила России. Бережно храня память о предках, мы передаём накопленный жизненный опыт будущим поколениям.

Возрождая духовность, мы должны на смену доминирующим сегодня материальным факторам принести ценности, во главе которых стоит человек труда. Нужно воспитывать приверженностьсемье, уважение к людям, которые честно и хорошо делают свою работу, учить беречь и любить природу. Это обогатит наше общество, объединит его для новых свершений.

Крайне важно сохранить и приумножить духовные и культурные ценности, определяющие уникальность российской цивилизации. Для этого необходимо:

- Поддерживать и развивать национальную культуру: язык, традиции, художественные промыслы, народные виды спорта . При этом нельзя забывать и об особой роли русского языка как связующей силы, объединяющей народы многонациональной России.

- Бережно относиться к вере, противодействовать религиозному экстремизму.

- Уберечь от разрушения культурные ценности, в том числе и находящиеся за рубежом . Особое внимание мы обязаны уделить памятникам событий Великой Отечественной войны. Нельзя забывать о подвигах героев, отдавших жизнь на фронтах сражений за Родину, в том числе и за пределами нашей страны. Перед поколением победителей мы все в неоплатном долгу.

- Сохранить исторический облик городов, защитить их памятные места от непродуманных изменений, строительства безликого «новодела» . Изменения должны быть продиктованы не коммерческими интересами, а необходимостью сохранения исторического архитектурного наследия городов. Такие решения могут быть приняты только после обязательного общественного обсуждения и одобрения.

2.1.1. Культура и искусство

Культура и искусство – это наша история и путь в будущее, возможность сохранить индивидуальность и неповторимость общества. Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов, Чайковский, Репин и другие наши великие соотечественники – не только символы российской цивилизации. Они показали всему миру духовный облик великой России.

Мы выступаем за всемерную поддержку культуры и искусства, которые должны прийти в каждый дом, к каждому человеку. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- Модернизировать библиотеки, изменить их качественное содержание, чтобы в сегодняшних условиях они играли новую роль в жизни общества в условиях информационной революции. На базе существующих общедоступных библиотек, в том числе сельских, должны быть созданы современные информационные и просветительские центры. Все библиотеки страны требуется оборудовать современной техникой, обеспечить выходом в Интернет.

- Сформировать электронные фонды культурного наследия, в том числе путём «оцифровки» архивных, библиотечных, музейных, кино-, фото-, видео- и аудиофондов. Обеспечить доступность этих электронных данных для граждан, в том числе через сеть Интернет.

- Сделать музеи более современными и доступными, финансировать их в объёме, достаточном для развития, а не просто «латания дыр». При этом сами музеи должны стать комфортным и интересным местом проведения досуга для всей семьи.

- Создать сеть многофункциональных комплексов, предоставляющих весь спектр услуг в сфере культуры и искусства, например, клуб – библиотека – музей – выставочная галерея – детская школа искусств . В таких комплексах каждый человек найдёт себе занятие по интересам. Особое внимание должно быть уделено созданию подобных центров на селе, где базой для них могут стать сельские школы и клубы.

2.1.2. Развитие телевидения и кино

И власть, и общество несут ответственность за сохранение лучших традиций и воспитание на их основе новых поколений. Эта задача решается прежде всего в семье и системе образования. Но сегодня опасно недооценивать и проявления «массовой культуры», прежде всего на телевидении и в кино. Нельзя оставить без внимания эту сферу и нужно добиваться:

- Государственной поддержки телевизионных каналов и программ, являющихся яркими примерами высокого профессионального мастерства, отстаивания подлинной культуры и истинных ценностей.

- Рассмотрения возможности создания российского образовательного телеканала для детей и юношества .

- Государственной поддержки производителей кинофильмов, отражающих подлинные идеалы и ценности, которые мы разделяем. К работе в кино необходимо привлечь молодых и талантливых авторов, актёров, режиссёров, способных заинтересовать молодёжь, соблюдая при этом баланс между сохранением традиционных ценностей и преодолением стереотипов. Отечественное кино нужно продвигать и за рубежом, формируя пробуждающий интерес привлекательный образ России.

- Создания для детей благоприятной информационной среды. Необходимо ограждать подрастающее поколение от фильмов, телепрограмм, компьютерных игр и интернет-ресурсов, наносящих вред психическому и нравственному развитию, содержащих сцены насилия и жестокости, эротику, рекламу табакокурения и употребления алкоголя. Такие телевизионные программы должны получить соответствующий рейтинг, запрещающий их демонстрацию в дневном эфире. Целесообразно возродить и детское кино, пропагандирующее нравственные ценности.

- В данном же контексте и с учётом конституционных положений о защите нравственности и здоровья (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) целесообразно рассмотреть возможность создания системы общественного контроля на телевидении.

2.2. Новая, народная школа

2.2.1. Дошкольное образование


Основная задача – обеспечить всех детей дошкольным воспитанием, возможностью посещать дошкольные учреждения, в которых им будут гарантированы здоровое питание, забота и уход, образование, развитие и воспитание. Именно в этом возрасте ребёнок приобретает первые навыки социализации, учится общаться, дружить, отстаивать свои интересы.

Будущие родители должны быть уверены – государство гарантирует предоставление их ребёнку современных, качественных и доступных услуг.

Мы предлагаем:

- Построить новые и отремонтировать действующие детские сады. Необходимо в течение трёх лет решить проблему дефицита мест в детских садах. Эта задача, с учётом федерального софинансирования исполнения полномочий региональных и местных органов власти, должна решаться по жёсткому графику, с возложением персональной политической ответственности на глав субъектов Российской Федерации. Нужно поддерживать строительство детских садов на основе государственно-частного партнёрства, открытие корпоративных детских садов при коммерческих организациях.

- «Привязать» государственные расходы на дошкольное образование к ребёнку, а не к детскому саду. Обеспечить равный доступ государственных, муниципальных и негосударственных учреждений дошкольного образования к бюджетным средствам, направляемым на оказание образовательных услуг в детских садах. Родители должны получить выбор: отдать ребёнка в государственный (муниципальный) детский сад или получить от государства субсидию на воспитание в частном детском саду, равную расходам на содержание ребёнка в государственном (муниципальном) дошкольном учреждении.

- Увеличить заработную плату воспитателей и другого персонала детских садов в привязке к обеспечению требуемого качества предоставляемых услуг.

- Расширить предоставление в детских садах дополнительных образовательных услуг. Следует стимулировать интеграцию детских садов со школами, что позволит более качественно подготовить ребёнка к последующему воспитанию и обучению.

- В связи с увеличением количества детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения с нарушениями в развитии, важно обеспечить работу в детских садах штатных психологов и логопедов.

- Использовать всё многообразие форм дошкольного образования, включая группы кратковременного пребывания, которые ребёнок посещает на несколько часов в день, частных воспитателей, семейные ясли. Необходимо создать службу зарегистрированных нянь, прошедших специальную подготовку и имеющих все необходимые навыки для ухода за маленькими детьми. Эти методы дошкольного образования есть в международной практике и хорошо зарекомендовали себя. В наших условиях они также позволяют снизить нагрузку на дошкольные образовательные учреждения с учётом роста рождаемости.

- Создать благоприятные, стимулирующие условия для развития частных детских садов: ввести пониженную ставку аренды государственного и муниципального имущества, субсидирование арендной ставки в случае аренды коммерческой недвижимости, льготы по налогу на имущество и т.д.

2.2.2. Качественное школьное образование

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Задача взрослых – помочь им проявить все свои способности и дарования.

Российская школа имеет глубокие традиции. Они сохранились даже в тот сложный период, когда педагоги вынуждены были больше заботиться о выживании, чем о развитии.

За последние годы наши школы стали современнее. Повсеместное подключение к сети Интернет позволило ученикам даже самых отдалённых сельских территорий получить качественно новый уровень доступа к знаниям и информации. Финансовая поддержка учителей существенно возросла, хотя пока и не достигла необходимого уровня.

Внедрение в школах единого государственного экзамена явилось важным шагом на пути построения общества равных возможностей. Талантливая молодёжь из глубинки всё чаще становится студентами лучших высших учебных заведений страны.

Для того чтобы российские школы стали значительно лучше, а система образования – эффективнее, мы предлагаем:

- Строительство новых школ и улучшение санитарно-технического состояния действующих учебных заведений. В ближайшие годы все общеобразовательные учреждения должны быть выведены из аварийных зданий. Особенно важно обеспечить реконструкцию школ в сельской местности. Нужно существенным образом обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий, а также требования к обеспечению безопасности. При создании проектов предстоит усовершенствовать отопительные системы, предусмотреть наличие душевых комнат в раздевалках при спортзалах, индивидуальных шкафов, систем обеспечения питьевой водой и прочее. В сельской местности необходима повсеместная реализация программы «Школьный автобус».

- Обновление образовательных стандартов с учётом меняющихся условий жизни и потребностей детей. Основной акцент должен делаться на раскрытии индивидуальных способностей ребёнка, повышении его ответственности и самостоятельности при принятии решений. В школьной программе необходимо предусмотреть проведение уроков по вопросам семейной жизни, экологии, общественных отношений, духовности и нравственности, культуры. Образовательные стандарты призваны определять не только содержание учебных программ, но и методы обучения, результаты, которых нужно достичь.

- В школе необходимо строго придерживаться стандартов, обеспечивающих соблюдениенорм питания, сбалансированную физическую нагрузку, комплексную безопасность образовательных учреждений. Школьные учебники должны быть переведены и в электронный вид, а для их чтения применяться современные, доступные, удобные и безопасные для здоровья электронные устройства.

- Повышение заработной платы учителей как минимум до среднего уровня заработной платы в регионе с одновременной привязкой размера оплаты труда к качеству и результатам педагогической деятельности, в том числе оцененным с участием школьных советов.

- Привлечение в школу молодых специалистов. Условием этого является достойная зарплата, выделение грантов, качественная система социальных гарантий, обеспечивающих комфортный уровень жизни, реализация программ, направленных на решение жилищной проблемы молодых учителей. При этом ротация кадров не должна приводить к ущемлению прав учителей старшего поколения.

- Возвращение в школу педагогов-мужчин. Одним из стимулов может стать их освобождение от службы в Вооружённых Силах при заключении пятилетнего контракта.

- Поддержку учителей, приезжающих на работу в сельскую местность, в частности, решение жилищного вопроса – строительство «учительских» домов, предоставление льготной ипотеки.

- Повышение качества образования в педагогических ВУЗах путём внедрения новых образовательных стандартов. Студентам старших курсов может быть предоставлена возможность прохождения годичной педагогической практики в школе.

- Возрождение системы воспитания в школе, цель которой – вырастить человека, способного к самореализации в семье, коллективе, стране. Для этого нужно значительно расширить масштабы и формы внеклассной работы, взаимодействия учителя и ученика за стенами школы. Такая деятельность должна строиться на привлечении детей к решению социально значимых задач, например, помощи престарелым людям, воспитанникам детских домов.

- Формирование комплекса мер, направленных на решение проблемы малокомплектных школ, в частности, путём внедрения дистанционных образовательных технологий, объединения школ с дошкольными образовательными учреждениями, перевода старшеклассников в укомплектованные учителями и хорошо оснащённые сельские школы, ресурсные центры.

- Распространение передового опыта реализации программы помощи школьникам, имеющим трудности в обучении, на основе принципа «каждый ребёнок успешен». По примеру ряда зарубежных стран, к реализации программы можно привлекать студентов ВУЗов, которые будут выступать добровольными репетиторами. При этом общение с близкими по возрасту людьми поможет детям и в их общей социализации, и в укреплении интереса к учёбе.

- Совершенствование единого государственного экзамена. При всех его достоинствах, очевидно, необходимо дальнейшее совершенствование как в части содержания экзаменационных материалов, так и в отношении процедуры сдачи: следует исключить коррупцию и обман, уменьшить «механическую» часть экзаменационной работы, предоставив тем, кто сдаёт экзамен, возможность проявить своё творческое мышление. К разработке экзаменационных материалов должен привлекаться более широкий круг специалистов, в том числе и представителей профильных ВУЗов. Следует осуществлять видеозапись и видеотрансляцию происходящего в каждом кабинете, где сдаётся экзамен. Процедуру проведения важно сделать максимально открытой и прозрачной, законодательно закрепив обязательность участия в ней независимых наблюдателей из числа общественных и экспертных организаций, родительских объединений, СМИ. Должна быть усилена борьба с утечкой информации, усовершенствована система проверки результатов экзамена. Также для минимизации ошибок и злоупотреблений целесообразно сопоставлять результаты ЕГЭ с показателями успеваемости ученика за последние 3 года.

- Укрепление связей школ и профессиональных учебных заведений, привлечение к преподаванию в школах специалистов из высших и других учебных заведений, работа летних школ, причём как для учащихся, так и для учителей.

- Развитие системы школьных олимпиад. Определяющим фактором качественного образования является раннее выявление и системное воспитание одарённых детей на основе специально разработанных программ, олимпиад, конкурсов.Олимпиадное движение призвано стать основой системы поддержки всех талантливых детей, направленной на их поиск и сопровождение на протяжении всего периода обучения. Победители олимпиад должны получить возможность поступления в высшие учебные заведения без экзаменов в пределах установленных государством квот. При этом чтобы избежать превращения олимпиад в удобную лазейку, позволяющую поступить в ВУЗы, минуя ЕГЭ, необходимо установить единые стандарты проведения олимпиад и строгий контроль за их соблюдением.

- Повышение прозрачности деятельности школ и усиление ролиродительских комитетов, деятельность которых – одна из лучших гарантий качественной работы учителей и персонала школы. В число основных задач родительских комитетов должен войти контроль за соблюдением прав ребёнка в учебных заведениях.

- Необходимо обязать все образовательные учреждения заключать договоры с родителями учеников, чётко устанавливающие взаимные обязательства сторон и ответственность за их нарушение. Это нужно для более полной защиты прав родителей и детей. Такие договоры должны быть основаны на стандартных формах, утверждённых Правительством. В документах следует определить обязательства школы по обеспечению детей качественным горячим питанием, медицинским обслуживанием, охраной, гарантировать наличие в школе необходимого инвентаря и оборудования.

- Развивать систему дополнительного образования: музыкальные и художественные школы, кружки, секции, повсеместно возродить систему центров детского творчества. Эта задача особенно актуальна в сельской местности.

2.2.3. Развитие высшего и профессионального образования

Не меньшего внимания требует и сфера высшего образования. Сегодня ведущие ВУЗы страны занимают невысокие места в академическом рейтинге университетов мира. Диплом зачастую становится просто «корочкой», не свидетельствующей о реальных знаниях. При нашем доступном высшем образовании страна сильно теряет из-за отсутствия квалифицированных рабочих и специалистов-выпускников средних и начальных профессиональных училищ.

Избыточное количество вузов не позволяет обеспечить высокое качество обучения из-за нехватки специалистов и плохой материальной базы. Здесь в полной мере важно реализовать принцип «лучше меньше, да лучше». Российское высшее образование должно стать конкурентоспособным на мировом уровне.

Для того чтобы переломить негативные тенденции в этой сфере, мы предлагаем:

- Повысить профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава. Педагоги ВУЗов обязаны не просто читать лекции, но и заниматься научной деятельностью. Это даст необходимый импульс и развитию науки, и улучшению качества преподавания. Публикация научных статей и монографий должна стать важным фактором карьерного роста преподавателей.

- Уровень оплаты труда в ВУЗах должен быть достаточным, чтобы привлечь к работе квалифицированных специалистов, остановить отток преподавателей и научных работников за рубеж. Более того, необходимо проводить набор ВУЗовских педагогов на международном рынке труда. Для привлечения в университеты, институты и академии молодых учёных следует развивать систему предоставления грантов.

- Повысить стипендии для лучших студентов, а также для социально незащищённых категорий учащихся всех профессиональных учебных заведений.

- Улучшить материально-техническое состояние ВУЗов: восстановить сокращённую в кризисный период программу строительства общежитий, обеспечить ВУЗы необходимым лабораторным оборудованием, современными информационными системами.

- Усовершенствовать систему распределения бюджетных средств между ВУЗами. От этого выигрывают высшие учебные заведения, предоставляющие наиболее качественное образование; закрываются учебные программы, не соответствующие современным требованиям. Этот подход необходимо усовершенствовать, постепенно «привязывая» бюджетное финансирование к студенту, а не к ВУЗу. В перспективе следует выдавать поступающим именные сертификаты, обеспеченные государственным финансированием: так в ВУЗ, вместе с новыми студентами, придут и средства. В частности, это позволит уравнять в правах государственные и негосударственные высшие учебные заведения.

- Поддерживать формирование ВУЗами внебюджетных фондов, позволяющих самостоятельно финансировать учебный процесс. Необходимо развивать систему, стимулирующую пожертвования выпускников и меценатов в эти фонды.

- Развивать систему профессиональной аттестации, независимую от высших учебных заведений и основанную на международных стандартах (ISO9000 в области менеджмента качества, CFAв финансах и пр.). Для студентов и работодателей наличие подобного аттестата будет дополнительным подтверждением качества полученного образования. Независимая аттестация может использоваться и для государственного контроля за качеством работы ВУЗов, финансируемых за счёт бюджетных средств.

- Развивать систему прикладного бакалавриата, которая позволяет студентам сначала получить общие, фундаментальные знания, а в последующем - сконцентрироваться на освоении конкретной профессии.

- Отказаться от избыточного регулирования деятельности ВУЗов, упростить процедуры использования имуществадля развития учебных заведений – создания современных лабораторий, исследовательских центров, экспериментальных производств, в том числе совместно с крупными компаниями.

- Оказывать материальную поддержку поступившим учиться в лучшие университеты мира при условии их возвращения в Россию и, в особенности, последующей работы на государственной или муниципальной службе. Талантливая молодёжь должна получать более сильную поддержку со стороны государства.

- Расширять студенческий обмен и программы, позволяющие отечественным специалистам преподавать за рубежом, а иностранным – в России.

- Развивать экспорт услуг российской системы образования, расширять подготовку иностранных студентов. Совершенствовать программы обучения инженерно-техническим специальностям, включая военно-технические. В дальнейшем это будет способствовать международной кооперации и продвижению российской продукции на зарубежные рынки. К привлечению иностранных студентов в российские ВУЗы должны быть подключены посольства, консульства, культурные центры и торговые представительства.

- Обеспечить признание за рубежом документов об образовании, полученных в Российской Федерации.

- Развивать в студенческой среде межнациональную дружбу, взаимопонимание, толерантность. Исключительно важно поддерживать совместную деятельность общественных организаций студентов – представителей народов многонациональной России. В крупных российских ВУЗах, где число иногородних и иностранных учащихся велико, нужно создавать площадки для общения молодёжи разных национальностей – клубы интернациональной дружбы, палаты национальностей, советы землячеств.

Необходимо возрождать начальное и среднее профессиональное образование. Россия испытывает острый дефицит высококвалифицированных рабочих и специалистов, который можно покрыть только за счёт повышения роли современного, высококачественного профессионального образования. Для этого требуется:

- Увеличить финансирование начального и среднего профессионального образования за счёт сокращения бюджетных мест в сфере высшего образования.

- Завершить разработку современных образовательных стандартов в сфере профессионального образования, которые должны быть синхронизированы с требованиями на производстве.

- Осуществить кардинальное обновление материально-технической базы учреждений профессионального образования, обеспечить их современным оборудованием.

- Активизировать участие бизнеса, будущих работодателей в деятельности учреждений профессионального образования. Более тесная интеграция с промышленными предприятиями и другими организациями позволит не только готовить кадры, отвечающие потребностям работодателей, но и даст учащимся гарантии будущего трудоустройства. Необходимо в обязательном порядке предоставлять учащимся профессиональных учебных заведений возможность проходить практику по специальности, привлекать к преподаванию тех, кто работает на производстве. В новых формах может быть восстановлена система заказа для подготовки специалистов.

2.3. Здоровая нация

Нравственное воспитание, здоровый образ жизни, систематические занятия физической культурой и спортом, правильное питание, чистые вода и воздух – основа нашего здоровья и долголетия. Вылечить болезнь гораздо сложнее и дороже, чем её предотвратить. Задача государства состоит не только в обеспечении качественного медицинского обслуживания, но и в создании условий для здорового образа жизни.

2.3.1. Здоровый образ жизни: физкультура и спорт, отказ от вредных привычек

Всё больше и больше россиян заботится о своём здоровье и ведёт здоровый образ жизни. Однако в этой сфере ещё многое предстоит сделать.

Нужно развивать культуру активного долголетия. Сегодня, в условиях прогрессирующего старения населения во всём мире, особенно остро стоит задача максимального продления активного, трудоспособного периода жизни человека, обеспечения качества его жизни, минимизации ущерба от различных заболеваний и оптимизации затрат на лечение, а также создание системы социально-экономической мотивацииграждан и работодателей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни.

Пропаганда здорового образа жизни должна начинаться с раннего детства. В детских садах, школах, профессиональных учебных заведениях нужно проводить занятия, уроки, семинары, на которых с учётом возрастных и психологических особенностей детей и молодёжи будет рассказываться об опасностях, угрожающих здоровью и о различных аспектах здорового образа жизни – гигиене, питании, физических нагрузках. Необходимо создавать программы, направленные на различные группы населения, учитывающие их особенности и наиболее острые проблемы. К популяризации этих программ должны привлекаться все средства массовой информации: телевидение, радио, печатные и интернет-издания.

Основные угрозы для здоровья россиян – алкоголизм, наркомания, курение.

Алкоголизм – давняя болезнь нашего общества. Для снижения потребления алкоголя предлагаем:

- Установить полный запрет на рекламу алкоголя, в том числе пива, за исключением рекламы в местах его реализации.

- Увеличить размеры акцизов на алкогольную продукцию, прежде всего крепостью более 20 градусов.

- Обеспечить более жёсткий контроль за производством и транспортировкой спирта и крепкого алкоголя, а также усилить санкции за правонарушения в этой сфере. Необходимо устранять пробелы в законодательстве, которые способствуют потреблению нелегального и суррогатного алкоголя.

- Считаем необходимым увеличить с 18 лет до 21 года возраст, дающий право на приобретение алкогольной и табачной продукции. Решение по этому вопросу должно быть принято на основе широкого общественного обсуждения.

Может быть рассмотрена возможность предоставления регионам права выбора: увеличивать или нет возраст, законодательно разрешающий доступ к алкоголю и табаку. Нужно ужесточить и ответственность юридических и физических лиц за продажу алкоголя лицам, не достигшим соответствующего возраста.

Наркомания – смертельная опасность, которой подвергаются в первую очередь молодые люди. В России в структуре потребления наркотических и психотропных средств героин занимает печальное первое место.

В сфере борьбы с этим социальным злом мы предлагаем:

- Рассмотреть вопрос о введении обязательного тестирования в школах и ВУЗах на употребление наркотиков. Должна быть организована система предупреждения потребления лекарственных средств и бытовой химии в качестве психоактивных и наркотических веществ, ужесточён режим отпуска таких веществ, усилена борьба с «аптечной» наркоманией.

- Усилить антинаркотическую профилактику, которая пока является самым слабым местом в борьбе с наркотиками в России. Необходима целенаправленная работа с группами риска, основанная на разъяснении губительных последствий приёма наркотиков.

- Усилить борьбу с трафиком и уличными торговцами наркотиков.

- Увеличить финансирование учреждений, осуществляющих медико-социальную реабилитацию наркоманов, оказывать поддержку негосударственным учреждениям в этой сфере.

- Обеспечить адаптацию в обществе бывших наркоманов и подростков, входящих в группу риска, дать им новые жизненные ориентиры и перспективы.

- Усилить общественный контроль за эффективностью работы правоохранительных органов, осуществляющих контроль за оборотом наркотиков.

В последние 20 лет число курящих мужчин выросло на 20 процентов, а женщин – в 4 раза. Эту тенденцию необходимо переломить, используя и экономические, и административные методы. Наши предложения:

- Увеличить размеры акцизов на табачные изделия. По международным оценкам экспертов, увеличение цены сигарет на 10 процентов приводит к снижению количества выкуренных сигарет на 8 процентов. На рынке не должно быть сигарет (папирос) дешевле установленной государством цены.

- Ввести полный запрет на курение в общественных местах, в том числе в заведениях общественного питания. Это позволит снизить риски и потери, связанные с активным и пассивным курением.

- Установить полный запрет рекламы табака. На пачках сигарет должны быть размещены фотографии, изображающие разрушительные для здоровья последствия.

Государство обязано радикально снизить потребление населением алкоголя, долю ежедневно курящих людей. При этом, заботясь о здоровье россиян, нельзя ограничиваться только борьбой с вредными привычками и социально опасными заболеваниями. Нужно проводить полноценную работу по пропаганде здорового питания и популяризации спортивного стиля жизни. Необходимо в каждом регионе создать общественные движения «Здоровый регион», «Здоровый город». Физкультура и спорт, здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек должны войти в моду. Необходимо заботиться о привлечении к занятиям физической культурой и спортом всех слоёв населения, как минимум в полтора раза увеличить число граждан, регулярно занимающихся физической культурой.

Нездоровое питание с каждым годом становится всё более острой проблемой, что во многом провоцируется пищевой промышленностью и индустрией общественного питания: развитием сетевых ресторанов быстрого обслуживания, использованием различных добавок и усилителей вкуса. Рекламу такой пищи необходимо ограничивать. Нужно усилить контроль качества продуктов в магазинах и на рынках.

Немало сделано для популяризации спорта в нашей стране. Россия получила право на проведение Всемирной Универсиады в Казани в 2013 году, Олимпийских зимних игр в Сочи в 2014 году, Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Мы рассчитываем, что эти знаменательные спортивные события помогут возрождению всенародной любви к спорту в нашей стране, привлекут детей и взрослых в спортивные залы и на стадионы. Но людям нужна ещё соответствующая инфраструктура в непосредственной близости от дома или места работы.

Поэтому мы считаем необходимым:

- Планировать и строить объекты спортивной инфраструктуры, находящиеся в «шаговой доступности»: футбольные поля, хоккейные коробки, беговые и велосипедные дорожки, бассейны и т.п. Возведение данных объектов должно быть обязательной и неотъемлемой частью градостроительного планирования.

При строительстве спортивных сооружений необходимо использовать механизмы государственно-частного партнёрства. Со стороны государства и муниципалитетов требуется, прежде всего, выделение земли, подключение коммунальной инфраструктуры, предоставление налоговых льгот. Нужно превратить стадионы в спортивные мегакомплексы, включающие в себя спортивные площадки, магазины, культурно-досуговую инфраструктуру, чтобы всё это позволяло полноценно отдыхать и заниматься спортом всей семьёй.

- Развивать систему спортивных соревнований, в которую должны быть вовлечены все школы страны, профессиональные образовательные учреждения и ВУЗы. Воссоздать систему общероссийских спартакиад всех уровней, популярных детско-юношеских спортивных соревнований («Кожаный мяч», «Золотая шайба»). Спортивные соревнования, от школьных и «дворовых» до всероссийских, должны быть интегрированы в единую систему, обеспечивающую отбор наиболее перспективных спортсменов и формирование спортивного резерва. Необходимы массовые соревнования, ориентированные на все возрастные категории участников. Целесообразно развитие сельских спартакиад с привлечением к массовому спорту сельских жителей.

- Отремонтировать и оборудовать новым снаряжением все школьные спортивные залы страны к 2014 году, когда Россия станет хозяйкой Олимпийских зимних игр в Сочи.

- Создавать студенческие спортивные лиги. Выступление за команду своего учебного заведения и её поддержка на региональном, а тем более на всероссийском уровне, будут способствовать формированию корпоративного духа, сплочению студенческих коллективов, пропаганде здорового образа жизни и прогрессивной молодёжной культуры. Студенческий спорт должен вызвать интерес зрителей и средств массовой информации.

- Развивать спорт высоких достижений, проводить в России спортивные состязания и турниры мирового уровня. Участие в них, даже в качестве зрителей, придаёт дополнительный стимул для занятия спортом.

- Совершенствовать освещение спортивных соревнований. Чемпионаты страны по олимпийским видам спорта, особенно массовым, должны обязательно транслироваться на федеральных телеканалах, региональные первенства – освещаться в местных СМИ. Особое внимание должно быть уделено паралимпийскому движению. Страна, регион, город и даже район должны знать своих чемпионов. Сила духа, вера в себя и путь к победам великих спортсменов - замечательный пример для молодёжи.

2.3.2. Новое качество медицины

Защита жизни и здоровья людей – важнейшая функция государства. К сожалению, в этой сфере в России существуют значительные проблемы. По продолжительности жизни мы отстаем от развитых стран. Особенно плохо обстоит дело с продолжительностью жизни мужчин, которые живут в среднем на 12 лет меньше, чем женщины. Высока смертность людей трудоспособного возраста.

Во многом эти проблемы связаны и с качеством нашего здравоохранения, однако в последнее время, с началом реализации национального проекта «Здоровье», ситуация стала меняться в лучшую сторону, что принесло значимые результаты – с 2006 года продолжительность жизни в России выросла почти на 4 года. Необходимо сохранить динамику снижения смертности, в особенности – младенческой и детской, увеличения продолжительности жизни.

В качестве ориентира для государства в области медицины должна стоять задача в 2 раза повысить средний общероссийский показатель удовлетворённости населения качеством медицинской помощи, улучшить её доступность: в поликлиниках повсеместно должна быть внедрена электронная запись на приём к врачу, время ожидания в очереди в поликлинике не должно превышать 20 минут, время прибытия скорой помощи (на начальном этапе – при состояниях, угрожающих жизни, впоследствии – для всех вызовов) в городских условиях – до 15 минут, время ожидания плановой операции – до одного месяца (до трех месяцев в случае высокотехнологичных медицинских вмешательств). Необходимо установить чёткие целевые ориентиры по этим показателям и обеспечить публичную отчётность органов здравоохранения за их достижение. В частности, продолжительность жизни должна вырасти на 2 года, на треть сократиться смертность мужчин трудоспособного возраста, на четверть – доля граждан трудоспособного возраста среди общего числа впервые признанных инвалидами. Безусловным приоритетом является улучшение здоровья детей – младенческая смертность должна сократиться на 20 процентов (детская – более чем на 25 процентов), доля детей, рождённых больными или заболевших в период новорождённости – снизиться в 1,3 раза, число абортов – сократиться на четверть, а суммарный коэффициент рождаемости – вырасти с 1,5 до 1,8.

Для этого необходимо провести в отрасли системные реформы, направленные на повышение доступности для населения бесплатной качественной медицинской помощи, ликвидацию кадрового дефицита, материально-техническое перевооружение здравоохранения, создание условий для непрерывного повышения квалификации медицинских работников, развитие государственно-общественной системы управления здравоохранением с постепенным усилением роли саморегулирования. Модернизация системы здравоохранения должна осуществляться по следующим направлениям:

- Разработка обоснованных порядков и стандартов оказания медицинской помощи, а также создание профессиональными медицинскими ассоциациями клинических протоколов и методических рекомендаций, их поэтапное внедрение. Медицинские учреждения должны нести ответственность за несоблюдение критериев качества оказания медицинской помощи, разработанных на основе порядков, стандартов и клинических протоколов, а государство обязано создать все условия для их исполнения. В то же время, нужно уменьшить нормы нагрузки на врачей и медицинский персонал первичного звена, резко сократить отчетность, исключить ее по неутвержденным формам.

- Проведение разъяснительной работы среди населения – люди должны знать свои права как при вызове скорой и неотложной медицинской помощи, так и при поступлении в медицинское учреждение и в ходе лечения. Для этого будут разработаны инструкции-памятки, содержащие информацию о том, какие услуги предоставляются бесплатно, в какие сроки и при каких условиях можно ими воспользоваться, какими правами обладает пациент и где можно получить медицинскую помощь.

- Создание и государственная поддержка специализированных организаций по защите прав пациентов. Целью работы таких организаций является, в частности, оказание квалифицированной юридической помощи пациентам, права которых были нарушены, а также широкое распространение в обществе просветительской информации о правах пациентов. Должны быть созданы механизмы независимой профессиональной медицинской экспертизы, позволяющие оценить обоснованность действий врачей и медицинского персонала либо претензий к медицинским работникам.

- Развитие современных информационных систем, направленных, в первую очередь, на сокращение очередей в медицинских учреждениях, обеспечение более быстрой и качественной работы с пациентами, а также для контроля за качеством медицинской помощи на всех этапах. У гражданина Российской Федерации должна быть единая электронная медицинская карта, в которой содержится вся информация о его здоровье с момента рождения и которая имеет действенную систему защиты персональных данных.

- Создание необходимой материально-технической базы здравоохранения. Нельзя лечить людей в аварийных, не соответствующих санитарным нормам помещениях. Нужно добиться, чтобы через пять лет медицинская помощь оказывалась в подготовленных помещениях, оснастить больницы оборудованием, в том числе высокотехнологичным, которое, при этом, не должно простаивать. Необходимо увеличивать интенсивность использования оборудования, в том числе за счёт работы медицинского персонала в несколько смен.

- Непрерывное повышение квалификации врачей и медицинского персонала на протяжении всей трудовой деятельности, позволяющее обеспечивать соответствие их знаний и умений современным требованиям. Обучение должно сопровождаться балльной оценкой и персонифицированным учётом полученных знаний. Нужно расширять возможности для бесплатного обучения медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Требуется предоставить медицинским работникам доступ к электронным медицинским библиотекам и другим источникам необходимой информации. Качество медицины – это, в первую очередь, квалификация врачей, и во вторую – качество оборудования и лекарств. Инвестиции в новое оборудование будут давать эффект только тогда, когда врачи будут готовы эффективно работать с ним.

- Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения, предусматривающих увеличение доли практической подготовки стуентов в процессе обучения, обеспечение готовности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности в амбулаторно-поликлинических учреждениях (в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи) в должностях участкового терапевта, участкового педиатра или амбулаторного стоматолога непосредственно после окончания высшего учебного заведения.

- Решение проблемы кадрового дефицита в системе здравоохранения, в том числе через реализацию государственной программы «Развитие здравоохранения» в части подготовки и переподготовки специалистов, устранение региональных и структурных диспропорций в распределении кадрового потенциала и между категориями персонала. Проблема требует решения в ближайшие пять лет. Нужно в короткие сроки разработать методы закрепления выпускников в практическом здравоохранении.

- Увеличение заработной платы врачей и медперсонала опережающими темпами. Без решения этой задачи не преодолеть проблему дефицита врачебных кадров, который составляет около 30 процентов. Нужно рассмотреть вопрос о выплате врачам зарплаты (а не стипендии) в процессе послевузовской подготовки в интернатуре и ординатуре. Доступность и качество медицинской помощи определяющим образом зависят от наличия достаточного числа высококвалифицированных врачей и медицинских сестёр.

- Обеспечение дополнительной материальной поддержки врачам, приезжающим работать в село.

- Усиление роли медицинской фундаментальной и прикладной науки, координации биомедицинских научных исследований в стране, создание стройной системы внедрения научных достижений во врачебную практику.

- Чёткое разграничение платной и бесплатной медицинской помощи. Нужно прекратить поборы в поликлиниках и больницах. В рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи все услуги должны предоставляться бесплатно. Должно быть запрещено взимание платы за оказание экстренной медицинской помощи. Оплата медицинской помощи возможна за сервисные услуги (например, повышенную комфортность пребывания в больнице), при оказании медицинской помощи лицам, не застрахованным в системе обязательного медицинского страхования, в том числе – гражданам иностранных государств, при оказании медицинских услуг сверх установленных стандартов медицинской помощи, при проведении диагностических исследований по желанию пациента без направления врача.

- Совершенствование механизма финансирования здравоохранения. Деньги за лечение нужно «привязать» к пациенту, а не к больнице. Средства в системе обязательного медицинского страхования должны «идти» за больными вне зависимости от формы собственности учреждений, в которых они лечатся. У человека должна появиться возможность выбора учреждения, предоставляющего медицинскую помощь, а в отрасли – конкуренция за пациента. Необходимо, чтобы заработная плата врачей зависела от их востребованности и качества работы. Целесообразно расширять организационную, финансовую самостоятельность медицинских организаций.

- Совершенствование системы медицинского страхования. Страховые компании, в том числе работающие в сфере обязательного медицинского страхования, должны больше заботиться не об оптимизации расходов, а о здоровье своих клиентов. При обращении человека за медицинской помощью страховая компания обязана стоять на стороне пациента, помогать ему во взаимодействии с медицинскими учреждениями.

- Увеличение размеров материальной компенсации за врачебные ошибки и создание реальной системы гарантий её получения. Медицинские организации должны нести перед пациентом материальную ответственность за ущерб, нанесённый пациенту недобросовестными действиями или бездействием. Необходимо рассмотреть вопрос введения обязательного страхования профессиональной ответственности врачей, обеспечения корпоративной ответственности профессиональных врачебных объединений. В сложных ситуациях возможность проведения рискованного, но спасительного для пациента врачебного вмешательства должна определяться коллегиально, консилиумом врачей на основе анализа рисков и ожидаемых результатов этих действий.

- Развитиецентров общеврачебной практики, особенно в сельской местности, а также семейной практики - в городах. Врачи общей практики должны осуществлять весь спектр первичной и медико-санитарной помощи взрослым и детям. Для работы в сельской местности стоит предусмотреть разработку и производство в течение ближайших двух лет отечественными предприятиями мобильного модуля фельдшерско-акушерского пункта, предварительно проанализировав опыт их эксплуатации на примере пилотных проектов. Такие модули будут мобильными и хорошо оснащёнными, их можно устанавливать в районах с низкой плотностью населения и перемещать в случае необходимости.

- Обеспечение всеобщей диспансеризации населения. Необходимо обеспечить своевременное выявление и лечение болезней на начальных стадиях. Для этого целесообразно развитие механизмов регулярного углубленного обследования населения в трудовых и учебных коллективах, в органах социальной защиты, в городских центрах семейного здоровья, а также среди самозанятых или неработающих жителей, жителей сельской и труднодоступной местности через мобильные фельдшерско-акушерские пункты либо путём организации ежегодного выезда для проведения диспансеризации в лечебные учреждения, расположенные в городах.

- Совершенствование службы скорой помощи и неотложной помощи. Служба скорой помощи должна быть оборудована современными автомобилями, в том числе с повышенной проходимостью, и обеспечена квалифицированными кадрами. Следует обратить особое внимание на подготовку врачей и фельдшеров. Нужно вводить единые нормативы работы скорой помощи, создать единую информационную систему приёма и обработки вызовов скорой помощи. Кроме того, необходимо обеспечить развитие санитарно-авиационной скорой медицинской помощи, строительство вертолётных площадок и приобретение специализированного авиационного парка. С целью преемственности в работе между скорой помощью и стационарами нужно совершенствовать работу приёмных покоев, создав современную систему приёма тяжёлых больных в любых приёмных покоях и в крупных центрах, развивать отделения экстренной медицинской помощи на базе приёмных отделений.

- Развитие современных форм медицинской помощи женщинам и детям. За четыре года реализации программы «Родовой сертификат» удалось обеспечить снижение коэффициента младенческой смертности почти на треть. За этими цифрами – жизни тысяч новорождённых. Дальнейшая работа должна заключаться в углублении диспансерного наблюдения за беременными, оздоровления их, комплексной пренатальной (дородовой) диагностике, развитии высокотехнологичной медицинской помощи при лечении бесплодия, внедрении современных методов выхаживания и интенсивной терапии новорождённых с низкой и экстремально низкой массой тела, развитии неонатальной хирургии. Необходимо разработать и реализовать программу по сохранению и укреплению здоровья женщин детородного возраста, пропаганду среди них здорового образа жизни.

- Модернизация «дошкольной и школьной» медицины. Требуется распространить во всех школах и дошкольных уреждениях передовые методы оздоровления детей, включая работу с семьёй. Разработать и внедрить действенные меры по борьбе в школах с курением, наркотиками, распространением СПИДа и венерических заболеваний, ранним вступлением в половую жизнь, подготовить специалистов для этой работы. Обеспечение детей медицинской помощью в детских садах и школах необходимо регламентировать законодательно. Для раннего выявления нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, их лечения и реабилитации должны использоваться современные методы. Нужно совершенствовать существующую систему иммунопрофилактики (вакцинации) инфекционных заболеваний, просвещать школьников об опасностях курения, употребления наркотиков, алкоголя, раннего вступления в половую жизнь.

- Развитие системы санаторно-курортного лечения и отдыха, которая будет ключевым элементом системы оздоровления и медицинской реабилитации. Мы остановим процесс сокращения числа санаторно-курортных учреждений, санаториев-профилакториев и особенно – детских санаториев и будем постепенно наращивать их количество в соответствии
 
По теме
БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ! Это начало реализации программы возрождения России, которая была положена в основу программы Победы Николая Харитонова.
Секретарь Регионального отделения Партии поблагодарил партийный актив за консолидацию общества вокруг кандидатуры Президента России на состоявшемся 15 – 17 марта голосовании.
Мы уверены - важно мнение каждого. Поэтому подошли к голосованию ответственно и исполнили свой гражданский долг.
Рабочая группа по СВО в очередном докладе Президенту предложила упростить для военнослужащих оформление ряда документов - Единая Россия Инициативы в докладе также касаются обеспечения правом на льготы и выплаты бывших ополченцев и сотрудников ОВД регионов Донбасса Рабочая группа по СВО направила доклад Президенту.
Единая Россия
Курганцев предупреждают о возможном половодье и пожароопасном сезоне - Курган и курганцы Проводятся рейды по семьям, находящимся в социально-опасном положении В преддверии возможного половодья и пожароопасного сезона в Кургане сотрудники отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Кургану,
Курган и курганцы