Праздник на все времена...

У каждого человека есть мечта. У одних она связана с материальными богатствами, некоторые хотят посмотреть мир, другие мечтают о власти, большой и всеобъемлющей, а есть такие люди, которые мечтают помогать другим, заниматься любимой профессией — и у этих людей мечта часто сбывается.

В гостях у нашей редакции побывали писатель Виктор Федорович Потанин и художник Герман Алексеевич Травников. Мы пригласили их для того, чтобы поговорить с ними о Кафедральном соборе святого Александра Невского. Забегая вперед, хочется сказать, что эти люди играли одну из ключевых ролей в передаче Храма верующим. Важно отметить, что было много и других людей, которые своим посильным трудом и искренней помощью помогали городу в этом благом деле. Всех их, к большому сожалению, невозможно упомянуть в данном интервью, но память о их содействии и молитвах жива. Я надеюсь, что искорка надежды и любви разожжет большой костер веры в вашей душе, так же, как и у наших уважаемых гостей...

Из беседы с Потаниным Виктором Феодоровичем, Почетным гражданином Курганской области, членом Высшего творческого совета Союза писателей России

В конце минувшего года газета «Курган и курганцы» напечатала статью нашего замечательного краеведа и просветителя Бориса Карсонова, посвященную судьбе храма святого Александра Невского. Статья названа «Небесный покровитель Кургана». И случилось то, что обязано было случиться. Написанная горячо и ярко, статья эта принесла много откликов, вдохновила наших земляков. И это не удивительно, ведь автор статьи снова напомнил всем, что православная  вера — это могучий океан нашей духовности и культуры, что, восстанавливая и воскрешая к жизни главный храм нашей епархии (а публикация Бориса Карсонова — именно об этом), мы восстанавливаем и свою душу, давая ей живительный кислород. Да, это правда, потому и появилось столько откликов, особенно среди творческой интеллигенции — наших писателей, художников и работников культуры.

Сегодня один из них — писатель Виктор Потанин — гость нашей редакции. И мы обратились к нему с единственным вопросом:

— Виктор Феодорович, что значит для Вас храм святого Александра Невского? И какую роль он сыграл в Вашей жизни, в Вашей писательской судьбе?

И наш гость начал свой монолог:

— Этот храм для меня — как бы праздник на все времена.

Сюда постоянно стремится моя душа, а вместе с ней и все мои самые дорогие и сокровенные мысли. И это происходит на уровне подсознания, может быть, даже инстинкта, потому что я, как писатель, хорошо понимаю и знаю, что вся наша русская книжность и великое русское искусство возымели от соприкосновений с нашей Верой. Да что говорить! Ведь именно в монастырях и храмах и появились наши первые творцы — летописцы и поэты. Именно здесь они и брали свою силу и оптимизм. «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5; 16), — говорил апостол Павел, и это пожелание великого святого никогда не угаснет. Никогда не угаснут в нашем сознании и бессмертные мысли о том, что вначале было

Слово. Иногда эта фраза воспринимается уже как застывшая мудрость, яснее которой и нет ничего. Правда, в нашей быстротекущей жизни все зыбко, все относительно. Река времени может и вместо гор сделать равнину. И такое уже было не раз.

Откройте хотя бы Библию. И в связи с этим мне часто приходит на память одно событие: как-то в древнем Новгороде на празднике 1125-летия славянской азбуки меня буквально сразила одна жизненная подробность: оказывается, великий Софийский собор — жемчужина русской старины — постепенно «уходит» под землю. И это так, потому что во времена князя Владимира этот собор был выше, значительно выше. Но проходили века, и земля вокруг строения, а точнее, культурный слой поднялся и вырос, да так основательно, что полы в соборе тоже пришлось поднимать и наращивать. А иначе посетителям пришлось бы сходить вниз, как в склеп... Я тогда долго размышлял об этом — и вдруг мне пришло в голову, что многие наши старинные обычаи и уклады, а вместе с ними многие прекрасные церкви и храмы тоже как бы «уходят» под землю, ветшают и разрушаются, так и не дождавшись помощи от людей. И такое было совсем недавно и продолжалось целых семьдесят лет. Да, эта трагедия длилась многие и многие десятилетия, и если бы ее не остановить, то мы как народ, как нация тоже бы постепенно провалились вниз и врастали бы в землю. Иными словами, мы бы медленно, но верно втискивались бы в тот тоннель, в конце которого — забвение и пустота. Думаю, что моя метафора слишком прозрачна: конечно же, говоря о Софийском соборе на новгородской земле, я постоянно и неотступно думаю о главном храме нашей епархии — кафедральном соборе Александровской церкви. Ведь собор наш тоже ждал людского внимания и защиты, и ожидание это продолжалось долгие и долгие годы.

Но вот насупил светлый и счастливый день — 6 декабря 1991 года. И свершилось чудо — в день памяти святого Александра Невского курганцы пришли в только что возвращенный им храм Божий на свою первую службу. Какая радость и столько света у всех в глазах! Наконец-то осуществилась мечта. Но трудна и терниста была дорога к этому свету, к этой мечте. И все-таки у каждой дороги есть начало, у каждой реки есть исток — тот живительный родничок, который возникает из самых далеких артезианских глубин. Под этим я понимаю только одно: конечно же, в душе верующих — моих земляков — всегда горела эта свеча надежды, что когда-нибудь наш главный храм вновь откроет свои двери и там зазвучит Молитва. Эти ожидания особенно усилились после того, как осенью 1990 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к правительству Российской Федерации с просьбой — передать в собственность Русской Православной Церкви около 600 храмов, в числе которых было и здание церкви святого Александра Невского в городе Кургане. Это обращение Патриарха было поддержано властными структурами, но, как это часто случается в России, — в законодательстве отсутствовал четкий механизм передачи этой собственности, а сказать проще — законы об этом были еще не приняты. Они уточнялись, дорабатывались, откладывались на более поздние времена. А раз законы были в зачаточном состоянии, то свое слово говорила улица и часто — совершенно неуправляемая толпа. К тому же и время за нашими окнами начиналось очень тревожное, беспокойное, потому и кипели страсти, стихийные дискуссии, обсуждения, ведь заканчивался самый тяжелый в российской истории, двадцатый, век.

Да, страстей было хоть отбавляй. И особенно горячо обсуждалась ситуация вокруг главного храма нашей епархии. Храм по решению облисполкома передавался Курганской религиозной общине, но эта передача все откладывалась и откладывалась, и наши земляки недоумевали — значит, существуют в этом вопросе какие-то злые и невидимые тормоза. Но где же они?

Напряжение в курганском обществе еще более усилилось после того, как областная газета «Советское Зауралье» в номере от 19 октября 1990 года опубликовала очень эмоциональный материал «Обещанного три года ждем» — открытое письмо депутатам областного и Курганского городского совета. Письмо подписала группа верующих — от имени второй приходской общины Русской Православной Церкви. Свои подписи поставили В. Костин, председатель приходского совета, В. Епанечников, Н. Мельников, А. Тудкова, Е. Никитина, Н. Самкова и другие. Всего 685 подписей.

А само письмо начиналось так:

«Уважаемые депутаты! Мы, верующие граждане Кургана, обращаемся к вам, нашим избранникам, с наболевшим вопросом: о скорейшей передаче верующим здания храма святого Александра Невского. Решить этот вопрос просим в соответствии с Законом СССР "О свободе совести и религиозных организациях"»...

Это письмо резко поляризовало нашу общественность, ведь в храме располагался краеведческий музей, находящийся в здании церкви с 1943 года. Музей не имел базового помещения для переезда из церкви. Проблему с помещением могла бы решить реконструкция здания по улице Куйбышева, 57, куда музей и должен был переехать. Но, к великому горю верующих, эта реконструкция затягивалась из-за отсутствия проектной документации. Кстати, такая ситуация очень устраивала многих наших доморощенных атеистов и нигилистов. Огорчает то, что в их рядах оказалось большое количество вчерашних коммунистов и охранителей марксизма, для которых религия — вечный противник и раздражитель. Одним словом, снова начались горячие споры и выяснение отношений. И тут в ход событий вмешалась комиссия по культуре областного Совета народных депутатов. Комиссия, как говорится, определилась в своих планах и задачах: во-первых, она резко и энергично встала на сторону верующих, а во-вторых, поручила депутату областного Совета, писателю В. Ф. Потанину (то есть мне) курировать все вопросы, которые были подняты авторами газетной публикации — членами второй приходской общины Русской Православной Церкви города Кургана.

Вот сейчас я сказал о себе как бы отстраненно, спокойно, а в те дни мои нервы были напряжены как струны и в сознании билось только одно — как бы лучше и достойнее справиться с этим труднейшим поручением, которое легло на мои плечи. А в газетах и в передачах областного радио и телевидения между тем полным ходом шли открытые дискуссии о судьбе нашего храма. И сегодня, оглядываясь назад, я горжусь тем, что на защиту верующих встали многие мои друзья и духовные соратники. В частности, газета «Советское Зауралье» опубликовала в те дни боевую и яркую статью «Звонить ли колоколам?». Ее написал сердечный мой друг, писатель Иван Яган. И в это же время в той же газете в номере от 21 апреля 1990 года появилась публикация председателя Курганского отделения Советского фонда культуры, художника Германа Травникова. Эта публикация стала большим событием в культурной жизни нашего города. Автор озаглавил свои размышления так — «Профессиональное должно быть нравственно».

1992 год. Перед царскими вратами в кафедральном соборе святого Александра Невского.

На снимке: в нижнем ряду, слева направо: Любовь Мельникова, регент; Махнина Татьяна, казначей с 1991 по 1999 год; р. Б. Евдокия, прихожанка; Людмила Комиссарова, сборщик пожертвований; Надежда Самкова, прихожанка. В среднем ряду, слева направо: прихожанин Павлик (ныне иерей Павел, настоятель храма в селе Боровлянка Притобольного района Курганской области; Кибирева Елена, зам. старосты собора с 1991 года, ныне — главный редактор альманаха «Звонница. Курган»; Вениамин Костин — председатель Церковного Совета верующих храма до 1991 года, активный ходатай за возвращение здания Александровской церкви верующим; протоиерей Аристарх Егошин, первый настоятель и ключарь возвращенного Александровского храма, с 1991 по 2006 год; Дмитрий Смирнов, чтец клироса Свято-Духовской церкви, ныне — настоятель церкви прп. Сергия Радонежского в Лесниках; протоиерей Николай Чирков, ныне настоятель Богоявленского храма в г. Кургане; протоиерей Дмитрий Алферов, в 1992 году клирик Свято-Духовского храма, ныне — настоятель храма «Утоль моя печали» в г. Челябинске; Самкова Раиса, прихожанка; Федор Обабков, алтарник собора с 1991 г. В третьем ряду, слева направо: Владимир Кузнецов, в 1992 году алтарник собора; диакон Сергий Шумков; Сергий Еремеев, ныне — благочинный центрального округа Курганской и Шадринской епархии.
Фото их архива «Звонницы»

Статья начиналась с небольшого экскурса в прошлое нашего города: «В начале нашего века в Кургане проживало более 10 тысяч жителей. Однако в городе насчитывалось пять церквей. И вот теперь, когда встал вопрос о возвращении народу некогда отнятого у него единственного из пяти храмов, нам хотят выдать мысли: как бы не продешевить и не много ли это будет для города, где проживает более 360 тысяч человек?».

Дальше в статье шла самая откровенная публицистика, честный и прямой разговор: «Религия — духовная носительница глубинного быта народа со 100-летней историей. Нужно уж совсем духовно оскопиться, чтобы не понимать столь очевидных истин».

И эти слова нашего знаменитого художника были услышаны, ведь они еще раз напомнили моим землякам о том, что душой и сердцем нашего города как раз и является главный храм Курганской епархии. И чем быстрей там начнется служба, тем светлей и духовно богаче станет жизнь всех зауральцев...

И все же проблема не разрешалась. Она как бы окостенела и затвердела. Думаю, за долгие годы марксизма также окостенела и душа у многих моих земляков. И эта болезнь, это явление коснулось и тех, от кого и зависела сама судьба нашего храма. Приведу только один пример: противники возвращения верующим Александровской церкви договаривались даже до того, что звуки церковного колокола, если они однажды зазвучат, станут резким диссонансом в воздушном пространстве городского сада, потому что рядом расположен комплекс Дворца пионеров, спортивные и танцевальные площадки, где проводит свободное время наша молодежь. Приводились и другие нелепые аргументы. Они были настолько смешны, что говорить о них сегодня я просто не решаюсь. Одним словом, ситуация близка была к тупиковой. Она еще более осложнилась, после того как горисполком и градостроительный совет утвердили проект «О строительстве церковного здания в городском саду». А если сказать об этом совсем простыми словами, то было принято решение о строительстве дополнительных помещений для храма. Естественно, этот проект вызвал отчаянную аллергию у наших атеистов и «ревнителей нравственности». Так что же делать? И душа ответила: надо бороться, надо действовать! И тогда по поручению комиссии по культуре областного Совета народных депутатов я выступил с открытым письмом к председателю городского Совета народных депутатов В. Г. Пшеничникову. Письмо называлось «Во имя правды» — и оно было опубликовано в газете «Советское Зауралье» в номере от 25 августа 1990 года. Конечно, я хорошо понимал, что эта публикация неминуемо раскачает лодку, но выхода не было. К тому же многие надежды верующих просто-напросто уходили в песок. И тогда я использовал, как говорят, человеческий фактор. Я ведь давно знал и глубоко уважал самого Виталия Георгиевича Пшеничникова и потому надеялся на его помощь. Забегая вперед, скажу, что я не ошибся. Для меня и по сей день этот человек является одним из лучших представителей наших горожан. Человек он — честнейший и высоконравственный, к тому же отличный экономист и руководитель...

И все же давайте вернемся к тому открытому письму. Написано оно было в состоянии глубокого волнения и нервного напряжения. Но я себя всячески сдерживал, боясь заглушить голос логики и здравого рассудка. Впрочем, я сейчас постараюсь привести наиболее спокойные кусочки из этого письма. Начну с самых первых абзацев. Я написал: «...считаю, что решение горисполкома о строительстве церковного здания в городском саду было очень своевременным и полностью отвечало задачам сегодняшнего дня. И сейчас, естественно, нет никакой нужды отменять это решение...».

А дальше я написал о том, что верующим до сих пор не передано здание храма святого Александра Невского, а сами верующие постоянно уничижаются, и с этим нельзя мириться.

Но лучше всего обратиться к тексту самого письма: «Это унижение продолжается и по сей день, и мне, как депутату областного Совета, стало известно, что среди некоторой части верующих появилось настроение вообще отказаться от храма и от будущего церковного здания как от своей собственности. Замечу только, что, если бы подобное случилось, это был бы ощутимый удар по авторитету и престижу нашего города в глазах всей страны, это был бы и удар по нашей культуре, у которой и так много проблем. Известно мне и то, что противники строительства церковного здания стремятся вынести этот вопрос на сессию городского Совета. Считаю, что этот прецедент еще больше бы подлил масла в огонь, тем более что сейчас определенные консервативные круги нашей общественности начали муссировать мнение, что церковное здание может значительно приблизить сам храм святого Александра Невского к зданию Дворца пионеров и тем самым ущемить интересы детей. Но надо ли оспаривать такой взгляд?! Во-первых, что плохого, если уникальный объект культуры, каким является храм, станет чуть ближе к детским глазам? Тогда, может быть, и сами эти глаза станут чуть ближе к Добру и Милосердию. Тогда, может быть, снизится и процент подростковой преступности в самом городском саду, по крайней мере, очень хочется в это верить. Во-вторых, хочу напомнить, что вся наша страна отмечает 750 лет Невской битвы. Повсеместно по городам России идут торжества и разного рода патриотические мероприятия. В ленинградском музее городской скульптуры выставлены для всенародного обозрения конкурсные проекты памятника Александру Невскому. "Но то же Ленинград!" — воскликнет кто-нибудь из моих земляков, и я его пойму... Да, конечно, Курган — это не Ленинград, но зачем же наш город выпадает из контекста цивилизованных отношений. И зачем же в угоду чьим-то амбициям, а еще хуже — в угоду нашему недавнему мышлению, выключающему верующих из активной жизни общества, отменять свои же собственные решения и добрые человеческие планы?».

Так вот, мое открытое письмо появилось в областной газете «Советское Зауралье». И что тут началось! Мой почтовый ящик буквально распухал от писем, открыток, телеграмм. Конечно же, многие сообщали о своей поддержке меня, как автора той публикации. Но не меньше было и злых, даже угрожающих откликов. И не умолкал мой домашний телефон. Не щадили даже и членов моей семьи, посылая им угрозы и злые проклятия. Сейчас даже плохо верится, что все это было совсем недавно, и воспринимается как дурной сон. Кстати, редактор газеты «Советское Зауралье» Ю. В. Хлямков позднее рассказывал мне, что точно такие же сердитые письма приходили и в саму редакцию и их авторы сулили всякие кары этому товарищу Потанину. Тогда же Юрий Хлямков и передал мне на память большой, вместительный пакет этих «творений».

И все же после всего пережитого наступило некоторое облегчение. О судьбе курганского храма проявили заботу и многие влиятельные люди из нашей столицы, да и наша депутатская комиссия по культуре последовательно проводила свою генеральную линию — помогать верующим. И все равно проблем было еще много, но они уже решались и... «процесс пошел». И это было необратимо. И вот наступил уже и тот светлый день — 6 декабря 1991 года. В нашем храме состоялась первая служба. И душа моя во всю ликовала и праздновала. И сейчас мне многие говорят:

— Вот и Вы, Виктор Феодорович, тоже старались во имя этого великого и доброго дела...

На что я всегда отвечаю:

— Спасибо за эту благодарность, но я ее недостоин. Просто я очень хотел, чтобы мои малые и скромные труды хоть в чем-то помогли моим землякам на их пути к церковному порогу.

Беседу подготовил и провел Федор Потанин.

Twitter Нравится SocButtons v1.4
 
По теме
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил обратился к православным жителям Курганской области в связи с терактом в Подмосковье: "Очень тяжело это всё переживать, но с Богом пережить можно всё.
Курганцев предупреждают о возможном половодье и пожароопасном сезоне - Курган и курганцы Проводятся рейды по семьям, находящимся в социально-опасном положении В преддверии возможного половодья и пожароопасного сезона в Кургане сотрудники отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Кургану,
Курган и курганцы