Новости города БезФормата.Ru
Курган
Главные новости
 
Задать вопрос?

«По мотивам ранней прозы…». Реплика на спектакль «Морфий»

спектакль - Курган и Курганцы
театр курган - Курган и Курганцы
театр курган - Курган и Курганцы
Фото: kikonline.ru

«Чепуха совершеннейшая делается на свете. Иногда вовсе нет никакого правдоподобия…» Н.В. Гоголь. (видео)

Априори для постановщика Поляков и есть Булгаков. Но молодой и, между нами, наследник фантастического реализма Гоголя, Михаил Булгаков, автор известных фантасмагорий, умел так мешать совершенную реальность с бредом, что невозможно было впоследствии провести между ними границу. Он, как никто, хорошо помнил, что «искусство — это не правда, а ложь, которая помогает открыть и постигнуть истину». Уже в ранней прозе Булгакова какая-нибудь до одури реальная madame Крицкая может невозмутимо заявить герою: «А вас как бы нет» — и ему останется лишь усомниться: либо в себе, либо в окружающем мире, где сегодня нет и следа от вчера еще бурно функционировавшей конторы…

Возможно, поэтому, а, может быть, и по причине наркотически-мифилогического названия «Морфий» я внутренне готовила себя к абсолютным невероятностям, к материализации немыслимых фантазий на сцене. Но, пожалуй, в ожиданиях они предполагались куда более привлекательными, эффектными и окутанными этакой голубой лиловой дымкой, а не серым паровозным дымом… Мы ведь помним слова классика: «Театр — это храм…». Храм — значит, там должно быть светло, возвышенно, красиво…

Темный зал, полный зрителей, но при этом совершенно безмолвный. Серьезные лица, внимание приковано к сцене, к странному, порой не очень понятному действию, которому явно недостает красоты и гармонии, возвышенности и проявлений нежных чувств — всего того, чего мы вправе ждать от храма. Всё так. Мы часто ждем — и даже жаждем — той высокой чистоты… Но сегодня искусство чаще не столько вдохновляет и дарует, сколько требует от человека душевных и нравственных усилий, напряжения, анализа, умственных затрат. Оно не столько отвечает на вопросы, сколько ставит их ребром. Посему спектакль «Морфий» не обещает нам ни особой красоты, ни отдохновения… Но сумеречные, диковатые мизансцены, похожие то на Брейгеля, то на Шванкмайера, запоминаются почти против воли. Ритмически выстроенная динамика действия: неожиданная, эклектичная, но выражающая эмоциональную суть происходящего; музыка, а главное — полная самоотдача наших актеров, стоически верных замыслу постановщика (Дмитрий Акриш, Москва), постепенно вовлекают зал в поединок доктора Полякова (Александр Шарафутдинов) со смертью, — она персонифицирована (Татьяна Кузьмина). На сцене — поединок личности и страшной пагубной зависимости, поединок безумия изматывающе напряженной, на грани нервного срыва работы и любви, превратившейся в навязчивую идею.

Какая ирония — человек с супервоображением и оперная певица, жизнь которой почти вся протекает в воображаемом, параллельном пространстве, чьи чувства — реальные или иллюзорные — почти не подконтрольны ей самой: тут и впрямь недолго сойти с ума… Видения дивы — яркие, пластичные, это параллельный мир героя. Судя по всему, задумано и еще одно весьма существенное противостояние: человек как личность и система как сверхмеханизм послушных функционеров, «винтиков». Сознавая и признавая существование этого гигантского механизма, тем не менее кто из числа творческих людей (а они, мы знаем, есть в любой, подчеркиваю это, профессии) согласится считать себя просто винтиком? А кто осознанно рискнет себя ей противопоставить — творец, романтик, сумасшедший? Можно сломать, можно спрятать в психушку, можно убить. Сложнее всего с творцами — они возвращаются спустя тридцать, сто, двести лет. Ведь рукописи не горят… Правда, в этом последнем столкновении режиссер так парадоксально перекрещивает временные пласты, а обозначения разных исторических эпох и событий жизни героя столь художественно неравнозначны, что логика постановщика не вдруг — и не всеми — принимается публикой.

Сама история доктора Полякова сравнительно легко укладывается в сознании зрителя в некие психологические, эмоциональные и временные рамки, невзирая на обилие абсурдистских эпизодов: с больными, агрессивно-нервическими и болезненно-озабоченными (массовые сцены — Ирина Храмова, Ирина Шаламова), с фельдшером (Владимир Рахманов), с Анной Николаевной (Екатерина Горяева). Очень страшно наблюдать смерть за работой, но раз за разом доктор Поляков отнимает у смерти ее уже почти законную добычу.

Это первая, даже жутковато шокирующая, но запоминающаяся в сценическом образе ампутация, спасшая жизнь девушки; это тайный ужас доктора, преодоленный в совершении таинства родов; это и эксцентрически показанная рискованная операция по спасению ребенка от дифтерита. И триумф — победа над смертью — озвучен не чем-нибудь, а победоносным маршем войск Радамеса (из оперы Верди «Аида», одним из любимых музыкальных произведений Булгакова). Рождение ребенка отмечено полным затемнением сцены, что воспринимается естественно: таинство, озвученное лишь голосом Анны Николаевны. Третий случай — спасение ребенка — для зрителя решен с форсированной наглядностью: белые шары лопаются один за другим. И когда остался последний шар, кто-то в зале стал молиться… Впрочем в мою задачу совсем не входит пересказ содержания спектакля. Это дело неблагодарное.

Но нельзя умолчать о самой значительной, может быть, самой человечной сцене спектакля, лишенной каких бы то ни было сценических эффектов. Разговор доктора Полякова и Мельника (Иван Дробыш). Рядом притаилась смертушка, схоронилась, ждет терпеливо. Совершенно пронзительно — и просто, и тоскливо — звучит эта последняя, прощальная речь: «Так жить хочется…» И еще всплеск жизни — напоследок. И драгоценная реакция зала. Не только аплодисменты, движение души было синхронным на сцене и в зале.

О красоте. Особую радость у фотографов и операторов — я уж молчу о публике — вызвало появление Амнерис (Екатерина Андропова). Образ оперной дивы, не просто красивой, но то роковой, то обольстительной, то опасной, то сломленной и униженной до почти животного состояния ужаса, — трудная, но соблазнительная роль для молодой актрисы. А для спектакля — другой полюс этой сумасшедшей, погруженной в полуистерическое существование жизни в клинике. Амнерис — тут вам и форма, скульптурно-прекрасная и пластически выразительная; и цвет насыщенный, символически яркий — золотой, изумрудный, алый; и фактура — шелк, облегающе-элегантный трикотаж, бархат; и звучание. Особенно важен дуэт — слияние голосов и энергии с героем, на время покинувшим клинику, буквально ставшим вровень со своей неотторгаемой сердцем любовью — на очень короткий, прощальный срок, почти на миг.

Известно всем, что короля играет свита. Но, несмотря на выразительный кордебалет — а иные массовые сцены поставлены, как безумные танцы, как вакханалия, — весь груз психологической, физической, эмоциональной нагрузки с плеч нашего хрупкого, но упорного героя никто не снимает. Мало того, у партнеров есть тайные преимущества — они то и дело кочуют из света в тень, а то и за кулисы, а то и вовсе обращаются в знак, меняют роли (тоже, скажете, облегчение — другая роль), функцию или видение, то есть материализацию воображения доктора. А герой — он всегда под прицелом, «весь на виду». Это сложно. Но есть две женщины, которые даже в сюжетном противостоянии остаются второй опорой моста, эмоциональным эхом, откликом в пространстве морока. До конца, до финала не оставляя его в одиночестве. Каждая со своим знаком судьбы, каждой рок отводит свою, неотвратимую роль — Амнерис и Анна Николаевна. Может показаться, что последняя роль скорее аскетичная — не такая яркая, как Амнерис, но она самая насыщенная по психологическому рисунку, по постоянному взаимодействию с героем в самом широком диапазоне чувств и мыслей. Это взамен роскошной оперной иллюзии. Это реализм, доходящий до жестокой, надрывающей душу правды, от которой хочется бежать.

Для меня не самой убедительной оказалась «политическая составляющая» спектакля. Какие-то почти плакатные разоблачения — от 60-х годов прошлого века до восьмидесятых и девяностых; они выглядят сегодня как приевшийся штамп. Давно уже ни гипсовые бюсты, ни красные скатерти, ни тосты «кремлевского горца» не есть откровение, они воспринимаются так плоско, как фанерные щиты. В истории все было глубже, больнее и сложнее. Если не верите, почитайте переписку Черчилля, Рузвельта и Сталина. Не стоит выпрямлять спираль развития истории. Но характеры реальных людей — возвращаясь к нашим живым действующим лицам, включая персонаж, символизирующий деформирующую личность, неограниченную власть (еще один образ, созданный артистом Дробышем), — это действительно важно, это волнует зрителя…

В немецком языке понятие «актер» обозначается двумя разными словами. Профессионального киноактера обычно называют «Darsteller» — исполнитель. А театральных актеров именуют «Schauspieler» — пожалуй, можно перевести это как творящий представление, это ему принадлежит территория сцены, а если это хороший актер, то и пространство зала. Актер, ансамбль актеров могут совершить чудо. Во время премьеры 5 марта зал в подавляющем большинстве принадлежал ансамблю спектакля «Морфий». И, несмотря на некоторые серьезные вопросы к режиссеру и художнику постановки, могу сказать, что в этот день я разделяла чувства большинства зрителей в зале.

 

Любовь Кочарина
Традиционные художественные ремесла нашли свою публику и сейчас очень популярны.
29.05.2017 Kurgan.Ru
В Кургане полным ходом идет подготовка ко Дню города - Администрация г. КурганДо дня рождения столицы Курганской области осталось чуть меньше трех месяцев – его дата определена на 26 августа.
29.05.2017 Администрация г. Курган
Учреждения культуры Зауралья поддержат федеральным рублем - Радио За облаками На поддержку учреждений культуры и театров Зауралье получит 40 млн рублей от Минкультуры.
29.05.2017 Радио За облаками
День защиты детей. Куда пойти? - Телеканал ЗауральеКурганцев 1 июня приглашают принять участие в ярких и интересных мероприятиях, посвященных первому летнему празднику.
29.05.2017 Телеканал Зауралье
В этом году на поддержку муниципальных учреждений культуры Зауралья и театров направят более 40 миллионов рублей - Правительство Курганской областиСегодня, 29 мая, Правительство Курганской области утвердило сразу три соглашения с Министерством культуры Российской Федерации.
29.05.2017 Правительство Курганской области
Курганские танцоры вернулись с наградами с международного фестиваля - Телеканал ЗауральеТанцоры спортивно-реабилитационного клуба инвалидов «Ахиллес» вернулись с дипломами из Красноярска.
29.05.2017 Телеканал Зауралье
«Нелюбовь» Звягинцева удостоилась высокой награды Каннского кинофестиваля - Хит FM КурганФильм «Нелюбовь» российского режиссера Андрея Звягинцева получил приз жюри на 70-м Канском фестивале.
29.05.2017 Хит FM Курган
Экологический конкурс прошёл в Зуралье - Детско-юношеский центр Проспект 45Областной конкурс детских рисунков «Твой и мой Экодом», посвящённый Году экологии в России, проходил в регионе с декабря по май 2017 года.
29.05.2017 Детско-юношеский центр Проспект 45
День славянской письменности и культуры в КВЦ - Курганская и Шадринская Епархия24 мая в Культурно-Выставочном Центре города Кургана прошли мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры.
29.05.2017 Курганская и Шадринская Епархия
В Далматовском КДЦ прошел Фестиваль - конкурс народного творчества "Русская матрешка" - Администрация Далматовского РайонаВ минувшие выходные в Далматовском культурно-досуговом центре было по-настоящему тепло и солнечно от детских улыбок, от их восторженных сияющих глаз.
29.05.2017 Администрация Далматовского Района
В Кургане подвели итоги Недели предпринимательства - Телеканал ЗауральеНа круглом столе «День предпринимателя – 2017.  Малый бизнес большой страны» были награждены многие предприниматели и бизнес-тренеры.
30.05.2017 Телеканал Зауралье
Муниципальные образования Зауралья получат около 6 млн рублей на создание новых дошкольных мест - Правительство Курганской областиСубсидию в размере 5 млн 830 тысяч рублей из бюджета Курганской области получат местные бюджеты на поддержку развития детских садов.
29.05.2017 Правительство Курганской области
В Зауралье снова прогнозируют заморозки - Курган и курганцыВ большинстве районов Курганской области ожидается понижение до -4º, в областном центре — до -2° Как сообщили в МЧС РФ по Курганской области, в ближайшие сутки в регионе ожидаются заморозки.
29.05.2017 Курган и курганцы
Курганцы пробежали «Зелёный марафон» - Администрация г. Курган28 мая для многих горожан и гостей столицы Зауралья стал спортивным выходным.
29.05.2017 Администрация г. Курган
Путин вводит в России Десятилетие детства - Радио За облаками Президент Владимир Путин объявил Десятилетие детства в России в 2018–2027 гг.
29.05.2017 Радио За облаками