В Шадринском краеведческом музее устроили «Свадьбу с приданым»
– Смотри-смотри, у Василька-то подружка появилась, – перешептывались девчонки на посиделках, со вздохом посматривая на симпатичного парня. А ведь он и слова не сказал о том, что есть у него душевная симпатия. Да и какие тут слова, если все по его сапогам видно, точнее по выпущенным поверху вышитым портянкам.
Конечно, на тех посиделках вековой давности я не была. Но живо их представила, поскольку старший научный сотрудник Шадринского краеведческого музея им. В.П.Бирюкова Надежда Кокорина интересно рассказала о таком необычном способе признания в симпатиях, что был на шадринской земле больше века назад.
- Если девушке очень нравился парень, она вышивала вот такую красоту и дарила, - рассказывает Надежда Владимировна. – Если чувства были ответными, то парень украшал сапоги этим подарком. Причем о рукодельнице не рассказывал, но окружающим и так было понятно - на данный момент его сердце занято. Кстати, эта традиция была только в Шадринском уезде, больше ничего подобного на Урале не встречалось.
Посмотреть на вышитые портянки, на восковые венки, невестино приданое и наряды жители и гости Шадринска приходили на протяжении нескольких недель. Еще бы, ведь сотрудники музея устроили самую настоящую «Свадьбу с приданым».
- Это не первая наша выставка, связанная со свадебными обрядами, подобная экспонировалась несколько лет назад, - рассказывает заместитель директора музея Елена Беспокойная. – В этом году наш музей празднует 100-летие, потому мы решили вспомнить об экспозициях, которые в свое время вызвали интерес у посетителей. Так и появилась эта «Свадьба с приданым» – экспонаты для нее достали из запасников музея и попросили поддержки у горожан. Шадринцы уважают свое прошлое, часто хранят дорогие сердцу вещи, потому откликнулись и принесли кто свадебное платье, кто шляпку, а кто и часть приданого.
Готовила выставку научный сотрудник музея Алена Хасанова, а радовались результату все, в том числе и смотрительницы.
– Каждый день в этот зал заходила. На душе сразу тепло становилось, юность вспоминалась, – говорит Вера Стерхова, которая «приглядывает» за
сокровищами музея в его залах. – Я замуж вышла в девятнадцать лет, в 1983 году, соблюдая все обычаи. Родом из Шатровского района. Как сейчас помню, приехал будущий муж с родными меня сватать. С нашей стороны «церемонию» вела моя крестная. Посреди горницы лавку поставили и усадили нас с женихом на разных ее концах. А когда все разговоры-переговоры с шутками да прибаутками прошли, мы подтвердили согласие быть вместе, то разрешили нам сесть посередине лавки, рядышком. И свадьба была, и платье, и фата, и туфли – все, как полагается. И приданое тоже – его в свое время мои мама и бабушка готовили, вышитые и выбитые полотенца бережно храню, как память.
Таких историй во время работы выставки можно было услышать немало. Потому что вид невестиных платьев, а самое «взрослое» датировано 1948 годом, заставлял посетителей вспоминать прошлое свое и своих родных.
– Истории о любви, а свадьба – это чувства, всегда интересны, – рассказывает Надежда Кокорина. – Во время одной из экскурсий пожилая посетительница поделилась семейной историей. У нее к бабушке сватался один жених, она и родители дали согласие, а на венчание пришел ...его брат. Так за другого и вышла, и прожили, по отзывам внучки, жизнь неплохую.
«Свадьба с приданым» рассказала посетителям музея историю соединения двух людей – от момента подготовки приданого, сватовства до самих обрядов - как дореволюционного времени, когда люди венчались, до современного, когда идут в загс. Лично меня впечатлил выбитый и расшитый подзор на кровать 1894 года и нежная, красивейшая свадебная сорочка, сшитая еще в начале прошлого века.
Да что там – у любой витрины душа теплела. Вот восковый веночек, что надевала на голову невеста. Почти аналог того, в котором стоит невеста на картине Василия Пукирева «Неравный брак». После венчания его укладывали рядом с иконкой, которой благословляли брак родители.
Вот свадебные фотографии из старого семейного альбома, а вот самодельные венцы, которые в 90-е годы прошлого века делали своими руками, потому что только начинался возврат к церемонии венчания, и купить готовый венец было негде. Несколько таких венцов благословил на выставку настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери села Глубокого Шадринского района иерей Сергий Нуртдинов. Интересна коллекция повойников, этот головной убор невеста надевала во время свадебного обряда. Самому старому повойнику,
представленному в коллекции Шадринского музея, двести лет! Он сшит в 1802 году.
А еще можно было посмотреть сундуки, полные добра, убранство свадебного поезда – украшенные конные дуги и колокольчики. Оказывается, больше века назад в Шадринске был свой колокольных дел мастер Дмитрий Поднебесных. Его колокольчики звучали не хуже знаменитых валдайских. Один из них представлен на выставке.
А еще в этот день я что-то вспомнила, а что-то узнала нового о свадебных обрядах и традициях прошлого. Например, о том, что у приличной невесты должно было быть не менее семи возов приданого. В нем не только подушки да одеяла, подарки свекру, но и одежда для себя с запасом на два года и полный комплект распашонок и пеленок для первенца. Купеческая же дочь отправлялась в свой новый дом и вовсе с семнадцатью возами разного добра. Приданое должно было быть приготовлено руками самой невесты, потому девчонок раньше и усаживали за прялку уже в семь лет. Богатые могли себе позволить нанять для такого дела рукодельниц, но в глазах жениха иногда «цена» такой невесты падала – вдруг ленивая или неумеха, как дом вести будет.
Или о том, что в Шадринском уезде был такой знак согласия невесты во время сватовства, как печка. Жених оставался в сенях дома, а невеста, если согласна, должна была подойти и встать у печки. Тогда жениха в дом запускали. Эти и многие другие старинные обряды собрала в 50-70-е годы прошлого века по шадринским деревням и селам известный зауральский фольклорист Вера Николаевна Бекетова. И сотрудники Шадринского музея с благодарностью пользуются этими уникальными сведениями.
Словом, идея выставки «Свадьба с приданым» лично для меня полностью оправдала свое название – домой я вернулась с большим приданым впечатлений и новых сведений об одном из самых важных моментов в жизни человека.
Галина Абрамова. Фото автора.