Слушать нам — не переслушать

Слушать нам — не переслушать
Слушать нам — не переслушать
Слушать нам — не переслушать
Слушать нам — не переслушать
Слушать нам — не переслушать
Слушать нам — не переслушать
Фото: kikonline.ru

5 великих музыкантов, знавших, что такое счастье

Густав Малер. Музыка как медитация

Глубокое слияние философии и поэзии, европейского миросозидательного начала происходит в музыке чувственного и мудрого композитора и дирижера, музыканта в самом высоком смысле слова Густава Малера. Его музыка обладает гипнотически завораживающим свойством. Пишет ли он песни, их называют лирическим дневником композитора, или создает грандиозные симфонии — если ты услышал начало его произведения, то оторваться, уйти от его мелодии практически невозможно. Его «Песнь о Земле» — еще одно послание миру, еще одна попытка преобразить мир одной только проповедью любви. Сам композитор говорил: «Становишься словно инструментом, на котором играет Вселенная… Моя симфония должна стать чем-то таким, что еще не слышал мир! В ней вся природа обретает голос… Представьте себе, что Вселенная начинает звучать и звенеть».

Фридерик Шопен. Хрупкий гений, композитор и пианист

О чем бы ни сочинял свою изумительную музыку этот хрупкий гений, в ней всегда звучат нежность, печаль и грация души. Ему всегда был больше близок Моцарт, чем Бетховен, хотя и в солнечном свете он чувствовал скорее сияние, чем блеск, а лунный свет вдохновлял его на создание удивительных ноктюрнов. Поэзия ночного мира, романтическое начало пульсируют, таятся и оживают в его фортепианных прелюдиях и блестящих светских полонезах, в изысканных мазурках и драматических балладах. Фридерик Шопен, гений фортепиано, все мог рассказать о жизни, о смерти, о любви, не прибегая к помощи других инструментов. Тонкость и сложность фортепианной музыки Шопена, передающей неуловимые оттенки и движения чувств, само зарождение эмоций, превращают прелюдии, вальсы, сонаты в драгоценное, неповторимое наследие уникального композитора. Музыка его овеяна благородным изяществом, и даже в самых величественных и монументальных формах, в страстных и грозных звучаниях всегда слышится, как чистое небо после бури, отголосок нежности и ласки. Мелодии Шопена хочется петь, повторять и слушать бесконечно, они, как прикосновение ласковой руки, способны врачевать и успокаивать сердце.

Генрих Нейгауз. Гений педагогики

Генрих Густавович Нейгауз — великий учитель музыки. Это имя больше говорит музыкантам, нежели публике. Но если вдруг у вас возникнет свободное время и вы пожелаете постигнуть — легко и гармонично — часть великих тайн и секретов музыки — откройте (сперва найдите!) книгу Генриха Нейгауза «Искусство фортепианной игры». Даже если бы этот великий мудрец и толкователь музыки воспитал только одного ученика, мы уже должны были бы запомнить его как гения музыкальной педагогики, ибо этот ученик — Святослав Рихтер. Но Генрих Нейгауз стал основателем пианистической школы, традиции которой сегодня приносят нам волшебные, необычайные плоды. Среди блестящих гостей нашей филармонии, именуемых «звезды XXI века» — наследники и этих традиций. Они не понаслышке знают, что такое туше, их воспитывают педагоги, которые не меньше, чем технике, обучают их музыкальному мышлению, то есть пониманию музыки, ее сокровенной сути.

Музыкант с заглавной буквы, живой и эмоциональный собеседник — вот кто такой Нейгауз. Полистайте книгу Нейгауза, она не только о музыке. Ведь музыка — это жизнь. В понимании природы музыки — источник афоризмов Нейгауза, его жизнелюбия, его счастья.

Лучано Паваротти. Гениальный исполнитель, певец и артист

Рассказывать о нем — дело неблагодарное. Хочется просто поставить диск с записью и окунуться в этот солнечный поток яркого, легкого, без напряжения, летящего в купол неба голоса. Этот всепокоряющий звук — стихийное ликование музыки, ее Олимп. Даже трудно поверить, что он когда-то учился петь, штудировал нотную грамоту, слушал записи великих вокалистов, изучал оперные партии… Его музыкальность природна, его тембр — южный голос, богатый обертонами, звучный во всех регистрах тенор. Но говорить об этом можно с музыкантами, историками музыки, с аналитиками. Публике все это не нужно, она просто его обожает. И я готова к этой обожающей его публике примкнуть и слушать и наслаждаться свободой и красотой звучания и гениальным совпадением замысла Верди (или Пуччини, или Бизе…) и исполнением великого артиста.

Куда-то в бесконечную высоту улетает не знающий предела свободный и мощный голос итальянца Лучано Паваротти.

Александр Алябьев. Зачинатель русского романса

Помните в прозе Пушкина высказывания о прелести русских барышень, выросших вдали от шумного света. Вот для таких барышень, кажется, и писал всю жизнь композитор. Ведь именно его, Александра Алябьева, называют «зачинателем русского романса», жанра не просто камерного, который в русской музыке занимает особенное место, — она, камерная музыка, предназначена для домашнего музицирования.

В Европе домашнее музицирование часто предполагает инструментальные пьесы — дуэты, трио, квартеты с участием скрипки, флейты, гобоя, в России явное предпочтение оказывали жанру романса, где вокал не всегда был рассчитан на виртуозное владение голосом. И у Алябьева есть не только «Соловей» для концертного исполнения, но и совершенно скромные, но благоуханно-лирические романсы на стихи Пушкина; есть и сборник напевных и мелодичных украинских песен — тоже очень популярных у поющих барышень. И аккомпанемент был не всегда фортепианный. Нередко это была гитара, инструмент, предполагающий участие в исполнении второго лица, то есть возникновение дуэта. А поскольку этим вторым лицом чаще всего был мужчина, то дуэт привносил атмосферу романтического творческого союза. Так что популярность романсов в жизни усадебных барышень, да и светских дам, в течение всего девятнадцатого века росла и порождала новые формы, впоследствии более сложные и уже предназначенные для профессиональных артистов романсы Чайковского, Рахманинова, Гаврилина.

Но для любителей домашнего пения и сегодня притягательны романсы и песни Варламова, Гурилева и Альябева, эта «почта родственных, сочувственных друг другу душ» — старинная, но не устаревающая музыка. И на концертах короля романсов Олега Погудина и солистов нашей филармонии я вижу много юных лиц, значит, и романс живет не только в прошлом, ему есть место и в вашем доме…

 

Любовь Кочарина
 
По теме
Именинница дня! - Курганская ОКБ Закончила в 2014 году Тюменский медицинский университет по специальности «Лечебное дело».
Курганская ОКБ
Мастер – класс «Масленица» - Центр культуры и досуга Масленица, Масленица, Дай блинком полакомиться. Прогони от нас метели, Прокати на карусели.
Центр культуры и досуга