5 фильмов Георгия Данелии
Самый светлый фильм режиссера, снятый на излете «оттепели» (1963 г.), когда на смену традиционным пафосным и во многом ходульным героям советского кино пришел человек с улицы — простой и понятный. А сюжет не про то, как строят завод или поднимают сельхозпроизводство, а про то, как простые парни бродят по улицам летней Москвы, влюбляются в продавщицу пластинок из ГУМа, пытаются сыграть свадьбу в легком, воздушном фильме, наполненном романтической атмосферой шестидесятых годов прошлого века. Это фильм-атмосфера, шедевр советского киноимпрессионизма. Учитель Данелии известный кинорежиссер Михаил Ромм скажет о фильме: «Он улыбается всеми своими кадрами». И Москва, конечно, Москва тех лет, удивительно снятая оператором Вадимом Юсовым, совсем не фон, а тоже героиня веселого и доброго фильма, который мы смотрим до сих пор.
Данелия родился в Тбилиси, но всю жизнь живет в Москве. Грузинский след неизбежен. В 1968 году он снимает ленту, перемещающую нас в Грузию конца девятнадцатого века. Главный герой в исполнении Вахтанга Кикабидзе — молодой, не очень удачливый врач, не умеющий зарабатывать деньги, лечащий бедняков, постоянно выпивающий, поющий, танцующий и снова выпивающий. Застолье для него не редкая трапеза, а образ жизни. В общем, все по-грузински. При этом герой благороден и честен. «Переигрывает» богатого князя, ловко наказывая его за нанесенное оскорбление. Переживает несчастную любовь, невеста сбегает с каким-то офицером. После родов умирает. И наш герой забирает чужого ребенка. Впрочем, сюжет особого значения не имеет. Это тоже атмосферный фильм, наполненный воздухом Грузии, грузинскими настроениями, когда комичное и трагичное совсем рядом.
«Афоня»
Большинство героев Данелии — люди некарьерные, неуспешные, часто никчемные, но добрые внутри. И рано или поздно эта доброта проявляется или прорывается, но потом снова куда-то уходит. Таков Афоня, герой одноименного фильма (1975 г.), в блистательном исполнении Леонида Куравлева. Афоня — простой советский водопроводчик со всеми вытекающими отсюда последствиями — выпиванием с элементами запоя, наплевательским отношением к благородному коммунальному труду, бесконечными товарищескими судами, где его дружно осуждают и снова берут на поруки. При этом герой одинок, а за внешней бравадой и демонстрируемым равнодушием скрывается наивная и ранимая душа. Правда, скрывается весьма искусно. Сразу и не приметишь, не распознаешь. Скорее пройдешь мимо. И тут Данелия дарит Афоне прелестную, влюбленную в него девушку, которая нежно помнит его со времен деревенского детства. Одна из лучших ролей юной Евгении Симоновой. И начинают в жизни героя происходить какие-то серьезные перемены, но не очень-то в них веришь. Афоня скорее всего так и останется Афоней, который всегда кому-то рубль должен. Незабываемый образ нашего кинематографа.
Очень важно обратить внимание на время создания фильма — 1979 год. Осень советского периода, так называемый «застой». И название-то ленты символическое — марафон, но осенний, последний, тупиковый. Кто-то из критиков скажет о главном герое: «Бузыкин мельтешит по ленинградскому асфальту, как птица, потерявшая способность летать». Андрей Бузыкин (эту роль великолепно исполнил Олег Басилашвили) живет словно по инерции: методично переводит чужие стихи, где-то преподает, встречается с любовницей, по инерции пытается сохранить семью… И бегает, каждое утро бегает со своим зарубежным коллегой, чтобы не потерять лицо. Бузыкина жалко. Он добр, безотказен, но и только. Тонкое психологическое свидетельство о жизни простых советских интеллигентов в конце 70-х годов прошлого века. Но мастерство Данелии таково, что он всегда идет поверх временных барьеров. Фильм смотрят до сих пор. Иногда даже кажется, что он снят совсем недавно, только что.
Самый неожиданный фильм мастера, созданный в 1986 году. Автор добрых и грустных комедий вдруг снимает вполне себе концептуальную ленту о некой инопланетной цивилизации, где фантастическим образом оказываются герои — простые советские люди. И с чем они только не сталкиваются на планете Кин-дза-дза! Нравы и порядки здесь еще те. Жители изъясняются в основном двумя словам: «ку» (хорошо) и «кю» (плохо), а предел их мечтаний — красные штаны, перед обладателем которых преклоняются все проживающие в пустынной местности с редкими люками, ведущими в мрачные подземелья. Иногда пролетают заржавевшие бочкообразные летательные аппараты. Сказать, что это нечто новое, нельзя, поскольку тема кризиса, упадка цивилизации — одна из самых распространенных в современной фантастике. Но Данелия всё снимает в блестящем комедийном ключе, что позволяет избежать какой-либо подражательности. Страшно, но смешно.
Фото: портрет режиссера с сайта 24 СМИ, остальные — кадры из фильмов.
Дмитрий Литвиненко