Лучший пилот столетия Светлана Капанина поднимается в небо с мыслями о земле

Лучший пилот столетия Светлана Капанина поднимается в небо с мыслями о земле
Фото: kikonline.ru

Что такое журналистская удача? Наверное, это когда встречаешь на высоте около 10 тысяч метров в самолёте, выполняющем рейс Курган — Москва, человека, которого знает весь мир. Упустить такой шанс и не взять интервью у легенды, журналист не имеет права

— Судя по всему, Курган не забываете?

— За это надо сказать спасибо директору аэропорта Дмитрию Александровичу Коваленко. Он постоянно помогает добраться до родного мне города, чтобы принять участие в масштабных областных мероприятиях или повстречаться с друзьями, бывшими коллегами по Курганскому авиаотряду. Такие встречи я всегда вспоминаю с теплотой.

В 2015 году мне было присвоено высокое звание Почётного гражданина Курганской области. Я всегда гордилась этим, а также тем, что путёвку в «большой» спорт мне дал именно Курганский аэроклуб. Хотя в моей жизни это не первое «почетное гражданство».

— Вот как?

— В 1996 году в США проходил 18-й чемпионат мира по высшему пилотажу на военной базе в Оклахоме. Участвовали 79 летчиков из 23 стран. Наши соревнования проходят в несколько этапов.

Первый — обязательная программа, когда комплекс фигур заранее известен. Второй — произвольная программа, которую составляет сам спортсмен. Это его «визитная карточка». Третий — «темная» программа. Она составляется прямо на соревнованиях организаторами. Её объявляют чаще всего не позднее 12 часов до самого выступления, чтобы не было возможности отлетать данный комплекс в воздухе. Времени хватает только на отработку комплекса «пеший по лётному», то есть на земле. Программа составляется из набора фигур, поданных участниками соревнований на основании жеребьёвки. Абсолютным чемпионом признают летчика, показавшего лучший результат по сумме трех этапов.

Мой самолёт откровенно «барахлил», я буквально была в панике. Спас случай: из-за погодных условий соревнования прервали на четыре дня. За это время мы с механиками успели исправить все технические проблемы в машине. Сборная России победила в командном первенстве. Мне удалось стать абсолютной чемпионкой мира, завоевав четыре золотых медали.

На торжествах по случаю окончания чемпионата американцы вручили позолоченный ключ и присвоили мне звание Почётного гражданина штата Оклахома.

— Как вообще люди приходят в самолётный спорт, какими качествами должен обладать человек, который свою жизнь посвящает покорению «пятого океана»?

— Любой лётчик-спортсмен прежде всего хорошо физически подготовлен, имеет отличный вестибулярный аппарат. Ведь при выполнении фигур высшего пилотажа перегрузка для лётчика достигает от «+10» до «-10» g. Ну и характер должен быть, в основе которого постоянное стремление к совершенствованию.

Я родилась в Казахстане, в небольшом городке Щучинске. С детства участвовала во всех школьных соревнованиях, потом пошла в секцию спортивной гимнастики, «доросла» до звания кандидата в мастера спорта. Затем окончила Целиноградское медицинское училище и приехала по распределению работать в Курган. Была у меня с детства шальная мечта — прыгнуть с парашютом. Пришла в авиаклуб, не знала, к кому обратиться, и тут кто-то, видимо, из летчиков-инструкторов, говорит: «Зачем вам парашют, девушка, записывайтесь на летчицу. С парашютом мы вас сбросим и на лётной секции».

Несколько месяцев занималась теорией. Пробный горизонтальный полет, честно скажу, не впечатлил.

И тогда для меня устроили настоящий прогон с петлями, виражами и разворотами, после которых я навсегда влюбилась в небо, поняла: это моё. До сих пор остались ощущения: бешеная скорость, перевернутая земля, удары головой о фонарь, зашкаливающий адреналин и желание самой так же смело управлять самолётом. Это был самый невероятный полет, таких ощущений больше никогда в жизни я не испытывала.

— Судя по всему, это не такой уж и безопасный вид спорта. А вам приходилось попадать в критические ситуации?

— Приходилось. И довольно часто. На международном демонстрационном полете после отказа двигателя мне удалось так посадить самолет, что об этом инциденте знало только руководство полетов. Был ещё случай, когда за день до чемпионата Европы во время тренировки при выполнении «штопора» сорвалась лопасть аппарата и вонзилась в лонжерон крыла, а за ней сразу же отпал винт. Аэродинамика была нарушена, и началась ужасная тряска.

В большинстве таких случаев тряска не дает выбраться пилоту из кабины, и летчики погибают. Мне повезло — винт вырвало полностью, что дало возможность посадить самолет без работающего двигателя, просто планируя, минимально повредив технику. Потом рассказывали, что вся команда замерла от страха в ожидании посадки.

Были также срыв фонаря кабины, отказ тормозной системы, порыв привязных ремней и другие. В этих ситуациях время растягивается. Кажется, что проходят часы, а на самом деле — одно мгновение. Параллельно в голове проносится множество вариантов, из которых ты должен выбрать единственно верный. Тот, который в итоге спасёт тебя и самолет.

Вообще-то умелые действия лётчика при нештатной ситуации в небе негласно считаются поводом к представлению к званию Героя России. На меня таких представлений было отправлено восемь. В августе 2014 года Указом Президента РФ за мужество, отвагу и высокий профессионализм, проявленные при испытании авиационной техники, я была награждена орденом Мужества.

— Как-то несправедливо получается?

— В ходу у пилотов такая шутка: «У нас лётчики — как артисты, артисты — как трактористы, трактористы — как военные, а военные и есть герои».

— Вы 25 лет выступаете на самом высоком профессиональном уровне, можно утверждать, что небо вам покорилось?

— Небо не покорить. Оно может или принять, или не впустить в себя. Примет — и ты купаешься в нем, становишься частью этого безбрежного бытия. Не принимает — пашешь, страдаешь, изнашиваешься, боишься. Покоряется не небо, а самолет — когда твой технический и физический потенциалы сливаются с его возможностями. Вот тогда что-то получается.

— Например?

— В Китае проводился Гран-при Кубка мира. Из женщин участвовала только я. Китайцы любят все экстремальное, вот и предложили пилотам пролететь через сквозное отверстие между скалами. Существует поверье, что тот, кто пройдет сквозь эти «ворота», познает смысл жизни.

Мне лететь не хотелось. Но потом согласилась, чтобы не отстать от мужчин. На своем Су-26 вошла в пещеру на «правом ноже», то есть под углом в 90 градусов к горизонту, в обратный полет, на «левый нож», вышла управляемыми «бочками».

— А сейчас вы бы повторили этот трюк?

— После рождения детей ко мне пришло осознание опасности. В то ущелье уже вряд ли бы полетела.

— Сколько еще планируете летать? Кем видите себя в будущем?

— Пока небо не отпускает — буду летать. Не почувствую радость от полета — закрою фонарь и уйду. Но думаю, это произойдет прозаичнее — из-за отсутствия самолета. На сегодня Су-31, Су-29, Су-26 и вся серия спортивно-учебных летательных аппаратов в России не выпускаются. Они лишь перепродаются и даже подержанные до сих пор пользуются спросом.

А что касается лётной деятельности — хочется создать центр высшего лётного мастерства и передать свой опыт молодежи, но это большие деньги, которых нет.

— Какая награда для вас наиболее дорога?

— Пожалуй, та, которая вручается профессиональным сообществом — Международной авиационной организацией. Я удостоена именной медали «100 лет со дня организации FAI» как лучший пилот столетия. Этой медалью, кстати, меня наградили вместе с астронавтом Армстронгом, первым из землян побывавшим на Луне.

Светлана Капанина — летчик-инструктор 1-го класса «ОКБ Сухого», «Заслуженный мастер спорта» и тренер России, обладатель 39 медалей в чемпионатах мира и член российской сборной по высшему пилотажу.

Светлана — лауреат премии общественного признания «Гордость России» и национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия», лауреат национальной спортивной премии «Слава», занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый титулованный пилот в мировой спортивной авиации. Недавно получила «мирный» диплом инженера по эксплуатации воздушных судов и организации воздушного движения. Живёт в Москве.

Фото с официального сайта Светланы Капаниной.

Юрий Побритухин
 
По теме
Пчелы - это не только ценный мёд - Газета Куртамышская нива Жидкое золото Куртамышского округа Снег грудится высокими намётами, кое-где, под желтобокими соснами, он вырван затяжными ветрами.
Газета Куртамышская нива
Он погиб подо Ржевом - Газета Сельская новь Рассказ о фронтовике Великой Отечественной войны Евгении Вавиловиче Маклакове.
Газета Сельская новь
Курганцев предупреждают о возможном половодье и пожароопасном сезоне - Курган и курганцы Проводятся рейды по семьям, находящимся в социально-опасном положении В преддверии возможного половодья и пожароопасного сезона в Кургане сотрудники отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Кургану,
Курган и курганцы
В связи с погодными условиями введены временные ограничения для движения транспорта - Администрация г. Курган По информации УГИБДД УМВД России по Курганской области, сегодня, 29 марта с 9.00 по причине неблагоприятных погодных условий, таких как сильный снег, резкое понижение температуры, метель, образованием зимней скользкости,
Администрация г. Курган
«НейроДиалог» неврологов - Курганская ОКБ От нашей больницы участвовали: - заведующий неврологическим отделением, врач-невролог высшей категории, к.м.н.
Курганская ОКБ
О чём писала газета - Газета Куртамышская нива Вспоминаем историю Газета «За изобилие» от 22 марта 1975 года №3                                   Профсоюзная жизнь.
Газета Куртамышская нива
«Неделя детской и юношеской книги» - МЦБ Далматовского района С 25 по 31 марта в нашей стране идет Неделя детской и юношеской книги. Альбом истории открывается… На фронтах Великой Отечественной разворачивались ожесточенные сражения.
МЦБ Далматовского района