В Художественном музее открыта юбилейная выставка курганского художника Эдуарда Алексеева.
Как-то прилепилось к автору определение художник-монументалист, а, взглянув на работы, можно увидеть теплоту и уют, почти интимные камерные нотки. А выставка так и называется «Музыка цвета». Объяснить такое словосочетание невозможно, а посмотреть – вполне.
В ноябре Эдуард Алексеев отпраздновал свой 60-летний юбилей. По меркам Кургана художник еще достаточно молод, если учитывать окружение таких мэтров, как Герман Травников и Вячеслав Пичугин, которые на вернисаже в один голос признавали, что за 30 лет Алексеев вырос в великолепного художника.
– Каждая персональная выставка сродни дню рождения, когда художника видно целиком, – заметил Герман Алексеевич.
– До пятидесяти лет художник преобразуется, мудреет, а после шестидесяти наступает творческая зрелость. И до семидесяти лет – самый продуктивный творческий процесс,– подытожил Вячеслав Пичугин.
Поздравлений в этот день было много, ведь на вернисаж собрались и коллеги-художники и преподаватели из детской художественной школы Имени Валериана Илюшина, и ученики, и руководство музея и управления культуры.
Фактически виновника торжества причислили к лику зауральских классиков живописи. Не раз Алексеев становился победителем конкурса «Произведение года», его работы хранятся в фондах музея. И вообще с музейной жизнью юбиляр связан очень тесно. Как экспозиционер, он подготовил более двадцати различных выставок.
В нынешнюю юбилейную экспозицию вошло более 60 произведений живописи и графики разных жанров. Двадцать произведений – премьеры.
Конечно, Алексеев узнаваем. Его пейзажи русской провинции, Кургана, Шадринска, Тобольска, старые домики, уютные городские дворики. Узнаваема манера: мягкая, приглушенная. с каким-то одним выбранным цветовым решением. Иногда кажется, что на картинах висит марля. Вот-вот она спадет, и мы увидим еще какие-то дополнительные детали. Сходный в некоторых моментах стиль письма тем не менее показывает разного художника.
Иногда игра фактуры и цвета создает ощущение некоей лотереи. Вот представил художник три букетных натюрморта: лилии, розы, пионы. И что выбрать зрителю?
Момент такой игры наблюдается, пожалуй, во всех жанрах – от графики до акварели. Множество линий, прорисованных в графических работах, напоминают строительные леса. По моему скромному мнению, это образ поиска новых тем. Из свежих привлекательных моментов выделяется портретная галерея литературных классиков. Причем для художника важно не полное сходство – образы и без того узнаваемы, но он их вписывает в городскую среду, в пейзаж. Вот Гоголь находится не то в Малороссии. не то в Италии. Достоевский, понятно, на фоне Питера, купола Исаакиевского собора. С портретом Булгакова сложнее, но видим ту же городскую среду не то старого Киева, не то Москвы.
Наверное, игровые моменты и приводят художника и зрителя к новым сюжетным композициям. Эдуард Алексеев обращается не только к фольклорным мотивам, народным праздникам, но и к литературным сюжетам: «Дон Гуан», «Пиковая дама».
Наверное, стоит согласиться с куратором выставки, искусствоведом Светланой Кулаковой в том, что большое влияние на художника оказала харьковская школа, где Алексеев учился и перенял обобщенную пластику форм. Но это тоже элемент индивидуальности.
– С возрастом, как ни странно, возникают новые идеи и новые силы, чем и отличается творческая работа. Человек не устает, а, наоборот, у него появляются новые темы и интересы, и работать хочется больше и больше. И всем, кто выберет эту творческую
профессию, я бы хотел пожелать долгого творческого пути, – сказал Эдуард Карлович. – Какой получилась выставка, судить зрителю.
Александр Теплухин. Фото и репродукции Марины Бурнашовой.