«Верю - не верю» - курганская молодежь об атеизме и Боге. ВИДЕО

Современная молодежь для многих непонятна, нелогична. Существует в своем мире гаджетов, социальных сетей, альтернативных политических веяний, мировоззрений, верований и даже в их отсутствии. Тема атеизма становится популярной в многочисленных обсуждениях и дискуссиях.

Съемочная группа «Область 45» встретилась с атеистами и верующими, чтобы разобраться в философии и психологии молодых людей и зауральцев старшего поколения различных взглядов. Об этом в следующем сюжете.

Представитель курганской молодежи Валерий Зверев смело называет себя атеистом — в Бога не верит.

- Я убежденный материалист, - говорит Валерий. - Не думаю, что есть существо, которое следит за всеми и прощает проступки после просьбы об этом. Надо думать своей головой, отвечать за свои поступки самому. 

В своих высказываниях Валерий аккуратен. Чувства верующих не затрагивает. Удивляется, почему их чувства защищены законом - уголовным кодексом, а его чувства - человека атеистично настроенного и верящего в силу разума, никто не защищает. Более того, ограничивает в высказывании своих убеждений, гарантированных Конституцией. Потому, говорит, и молодежь все чаще уходит в неверие.

- Должна быть свобода слова, и она должна гарантировать возможность высказать свою точку зрения. Другое дело, что надо относиться терпимо друг к другу и быть толерантными, - считает атеист. - У нас молодежь умеет анализировать информацию в СМИ, читает определенную литературу. Это способ выражения свободомыслия и видение социальной несправедливости. Почему у нас блогеров сажают? Человек половил покемонов — это же вымышленный персонаж. 

Никакая категория населения не может быть выделена в что-то особое с точки зрения их прав, чувств. Чувства у всех одинаковые, уверен доктор философских наук Борис Шалютин:

- Одни люди веруют, что Бог есть, другие веруют, что Бога нет, никаких доказательств здесь не существует. Поэтому атеизм, религия, какие-то промежуточные точки зрения, они абсолютно равны. 

Увлечение молодежи атеизмом философ объясняет традиционализмом современной веры. В понимании людей до 35 лет ценности должны не только транслироваться, но и создаваться. В этом смысле показательна фигура Иисуса — он не был традиционалистом. В человеческую культуру и историю Иисус привнес новое ценностное начало - идею любви, как сострадание, сопереживание. Веры в понимании некоего созидательного элемента и не хватает нынешней молодежи.

- Христианская идея – Бог создал человека по своему образу и подобию. Но Бог это кто? Бог - это творец. Следовательно, если человек богоподобен, то это богоподобие оно же не в бороде. Бог не есть телесная сущность. Бог – творческий субъект. И если человек богоподобен, он должен быть творческим субъектом. Этот поворот при грамотном подходе к осмыслению происходящих процессов бы мог привлекать к христианству молодых людей.

Отрицание авторитетов и ценностей, которые были до них — это составная часть психологии молодежи всех времен. Сократ писал об этом ещё в V веке до нашей эры. Молодым людям необходимо опираться на рациональную и зрелую оценку состояния вещей.

- Еще молодежь обладает особенностью, по сравнению со страшим поколением, у них очень много энергии. И для того чтобы воплотить какие-то цели в жизни, им совершенно не нужно опираться на какую-то помощь сверху, свыше, - говорит Елена Падурина, доцент психологических наук. - Такие задачи возрастные, как отрицание, они нужны для молодежи, чтобы повзрослеть. Это нормально, если молодежь отрицает Бога. Но они к нему придут в определенном возрасте, когда этим переболеют. 

Другой представитель современной молодежи без веры в Бога себя не мыслит. Никита Андреев - пономарь в храме села Глядянское Притобольного района. Никита помогает священнику во время службы. Поет на клиросе, читает апостолов. Вместе с отцом Константином общаются с детьми из малоимущих семей, объясняют основы христианства. В этом видит свое призвание. Собирается поступать в Екатеринбургскую семинарию.

- Вера дает нравственный фундамент, основы, чтобы быть добрым, относиться к другим также, как к себе, - объясняет Никита Андреев. - Сомнения есть всегда и у всех. Потом во время жизни Господь показывает, эти сомнения уходят.

О сомнениях, поиске Бога и себя известно даже отцу Павлу. У русского человека, считает он, вера глубоко в душе. Сопротивляться бессмысленно, а смысл жизни найти важно. Об этом поиске ему известно на собственном примере.

- До 30 лет исполнил все, что мир предписывал – построил дом, посадил дерево, родил ребенка. Все сделал, деревьев много насадил. Что дальше? Дальше ничего нет. Читал, через книги через знания открывалось то, чем наши предки жили тысячу лет, - рассказал Павел Балин,  благочинный Притобольного и Половинского районов. - Через это душа раскрылась, почувствовала и потом уже сам Господь повел. Мы воспитаны на этой культуре. Целая страна была взрощена на христианстве. Искать что-то новое? Все новое – это забытое старое. Каждый должен умереть в вере предков. Можно умничать, смотреть искать, но когда прижмет, придет беда и прижаться не к кому, и обратиться не к кому, вот тут - беда. 

Вера помогла Сергею Дуненкову не потерять человечность и порядочность, не скатиться до уровня искателя денег любыми способами. Сейчас он живет в храме. Раньше, говорит вера была абстрактная. Пришел к Богу в 2009 году, когда семья распалась. Сейчас на душе покой.

- Как в раю почти что, на приступочке, - улыбаясь говорит Сергей Дуненков. - Люди хорошие - батюшки, все прихожане. Семья была, но там не переваривались все проблемы, а здесь все вопросы и проблемы решаются. 

Почти ровесница Сергея Дуненкова Светлана Черданцева - атеистка. Считает, советское воспитание сыграло в этом не главную роль, важна сила человека - способность противостоять жизненным невзгодам, надеяться только на себя, иметь нравственные принципы. Но говорит о своем мировоззрении редко, традиции, не смотря на неверие, соблюдает.

- Нельзя кичиться атеизмом, своим неприятием религии, - считает Светлана Григорьевна. - Если я не верю, то я стараюсь соблюдать традиции. Пусть они религиозные, но они сложились в результате жития. Вот в советское время не ухаживали за кладбищами, не проводили родительских дней, а это зря. Все разумное с церковных традиций надо брать.

С внучкой Софией Светлана Григорьевна теистические темы не обсуждает. Девочка вместе с родителями каждое воскресенье посещает храм.

В воспитании детей и их веры главное — дать право выбора, считает психолог. Особенно это касается юношеского и подросткового возраста. Важно создать условия и рассказать о своей вере либо о её отсутствии, пояснять что это дает.

- Но давить на молодежь не надо, это бессмысленно, - говорит Елена Падурина. - Человек сам имеет право верить ему или не верить. Чаще всего переосмысление подростковых, молодежных вещей происходит в 30 лет, когда не стыковки с детства наслоились на жизненный опыт, и в 30 лет люди могут обратиться к этой теме и увидеть те смыслы, которых до этого не видели. 

Все стремления повлиять на веру в Бога в человеке или его отрицание ни к чему не приведут, уверен и доктор философских наук. А попытки властно-давлеющим образом внедрять в сознание людей ту или иную позицию, по сути аморальны.

- Что касается навязывания атеизма, как было в советские времена, что касается определенного тренда в обратную сторону, который имеет место сегодня. Религия, атеизм – это дело сугубо частное. Каждый человек выбирает сам, - делится мнением Шалютин.

Валерий Зверев считает свой выбор верным. Россия, по его мнению, должна пойти по пути главенства человека и его интересов..

- Светское общество — это будет для России шаг вперед, - говорит Валерий Зверев. - Если посмотреть на Россию, мы отстает от развитого мира лет на 700. Не давно ездил за границу, если сравнить - как там живут и у нас, просто небо и земля.

Валерий констатирует, в светских государствах, например в скандинавских странах Швеции и Норвегии, где число верующих минимально в Европе, уровень жизни населения самый высокий в мире. Другой пример - Бангладеш почти со 100% верующих, - в конце списка социально ориентированных государств.

 
По теме
Он погиб подо Ржевом - Газета Сельская новь Рассказ о фронтовике Великой Отечественной войны Евгении Вавиловиче Маклакове.
Газета Сельская новь
В селе  Прилогино  Лебяжьевского муниципального округа  установят новый модульный фельдшерско-акушерский пункт Работа по совершенствованию оказания первичной медико – санитарной помощи населению Курганской области продолжается.
Петуховская ЦРБ
О чём писала газета - Газета Куртамышская нива Вспоминаем историю Газета «За изобилие» от 22 марта 1975 года №3                                   Профсоюзная жизнь.
Газета Куртамышская нива